СО и «Совет рынка» подготовили целевую модель управления спросом на ОРЭМ

Регуляторы российского энергорынка подготовили целевую модель управления спросом для внедрения в оптовом сегменте, которая до конца этого года обкатывается в розничном сегменте, передал «Коммерсант» 8 февраля. Главная цель оптовой методики – избежать загрузки дорогих ТЭС в пиковые часы потребления. Объём услуги, по оценкам экспертов, может составить около 1 ГВт, что снизит платёж за мощность на 2,4 млрд рублей в 2027 году, когда механизм планируется внедрить на ОРЭМ. Эффект на конечные цены в таком случае будет незначительным, считают аналитики, предлагая сразу увеличить объём нового сегмента.

«Совет рынка» и «Системный оператор ЕЭС» (СО) разработали и направили в Минэнерго новые правила работы агрегаторов по управлению энергоспросом (материалы от 28 декабря). Сейчас агрегаторы снижают потребление электроэнергии своих мелких клиентов только на розничном рынке, что не даёт заметного снижения цен. Теперь регуляторы предлагают оказывать эту услугу на оптовом рынке и учитывать при конкурентном отборе мощности (КОМ, отбор на 2027 год сейчас отложен до 15 ноября 2023 года): по сути, спрос при проведении КОМ будет уменьшаться на плановый фиксированный объём услуги снижения потребления, что должно снизить цены. В Минэнерго сообщили, что рассчитывают запустить целевую модель с 2023 года, что позволит учесть объем управления спросом в КОМ с поставкой в 2027 году. Ранее «Системный оператор» также неоднократно заявлял, что переход к целевой модели управления спросом должен произойти в следующем году (Прим. «Перетока»).

Механизм ценозависимого снижения потребления (demand response) на розничном рынке работает в пилотном режиме с 2019 года. Игроки рынка с самого начала предлагали перевести механизм в КОМ. Минэнерго планирует внести законопроект о работе агрегаторов в правительство в марте – апреле, а в сентябре – необходимые изменения в нормативные правовые акты.

Плановый объём demand response будет определяться исходя из фактических объёмов этого сегмента в предыдущие два квартала и статистики успешных отключений потребителей. Например, на февраль – апрель текущего года объём услуг на розничном рынке превысил 1 ГВт. Для сравнения: объём КОМ в 2026 году – 201,1 ГВт.

Агрегаторам придётся проходить аттестацию и предоставлять финансовую гарантию в размере 25% от плановой стоимости услуг. Их также будут штрафовать, если они откажутся снижать потребление своих клиентов. Отбирать участников на конкурсе будет по-прежнему СО. Сначала он будет проводить долгосрочные конкурсы на четыре года вперед с предельной ценой (price cap) на уровне цены КОМ. Предусмотрены также краткосрочные ежеквартальные отборы на остаток объёма с price cap на уровне средневзвешенной цены на мощность в ценовой зоне. Платёж за новый вид услуги будет распределяться на всех потребителей ценовых зон пропорционально пику потребления (по аналогии с платежом за энергомощность).

«Механизм управления спросом должен использоваться для замещения выработки дорогой неэффективной генерации», – говорится в материалах. В «Совете рынка» и в СО пока затрудняются сказать, сколько составят квота и цена услуги, а также эффект для потребителей. Принципиально важно, чтобы суммарный экономический эффект для потребителей вне программ управления спросом был выше, чем платёж потребителям, участвующим в таких программах, подчёркивают в СО. В «Совете рынка» считают, что эффект должен заключаться в большей степени в возможности снижения объёмов резерва генерации и тем самым в снижении платежей за мощность, чем в краткосрочном снижении цены на электроэнергию.

«Концепция целевой модели – долгожданный шаг вперёд. Будем участвовать в её обсуждении в целях создания в России долгосрочного свободного рынка управления спросом», – заявили в «Энергосбытхолдинге» (лидер рынка управления спросом в РФ с объёмом более 50%).

Интеграция в КОМ актуальных мощностей розничных агрегаторов спроса – а сегодня их уже более 1 ГВт – снизит платежи потребителей энергии в 2027 году на 1,8 млрд рублей в первой ценовой зоне (европейская часть РФ и Урал) и на 600 млн рублей— во второй (Сибирь), подсчитал Николай Посыпанко из Vygon Consulting. При этом доля снижения в конечной розничной цене не превысит 0,1% без учёта оплаты услуг агрегаторов, считает он. Для сравнения: общий платёж КОМ в 2026 году, по подсчётам Владимира Скляра из «ВТБ Капитала», составит 330-335 млрд рублей. Николай Посыпанко при этом считает, что было бы разумно разрешить агрегаторам в 2023 году заявить плановые величины снижения на 2027 год, которые будут существенно выше уже достигнутых, и участвовать с ними в конкурентном отборе, тогда сегмент demand response получит значительный импульс для развития, а экономия потребителей вырастет в несколько раз.

Коммерсант, Переток