Минфин предписал начислять акциз на оба двигателя гибридных авто из-за чего они подорожают
Гибридные автомобили в РФ дорожают из-за новых правил расчёта акциза, рассказал «Коммерсант» 13 января. Согласно новым разъяснениям Минфина, базой для расчёта акциза считается не только мощность двигателя внутреннего сгорания, но и электродвигателей. Импортёры новых гибридных машин уже столкнулись с увеличением платежа на несколько сотен тысяч рублей на каждую машину и сетуют на ухудшение условий для экологичного транспорта. Профильный комитет Ассоциации европейского бизнеса собирается обсудить проблему 13 января.
Автомобильный комитет АЕБ 13 января обсудит проблему нового порядка начисления акциза на гибридные автомобили, рассказал ряд собеседников издания. Вопрос поднял один из иностранных автоконцернов после того, как Минфин направил в ФТС новые разъяснения о вычислении акциза. Вопреки прежней практике, когда акциз начислялся в зависимости от мощности только двигателя внутреннего сгорания (ДВС), Минфин предписывает взимать его с совокупной мощности ДВС и электродвигателей. В результате размер акциза на гибридные автомобили вырос на несколько сотен тысяч рублей. Гендиректор таможенного брокера KBT Юлия Шленская говорит о диапазоне 100–500 тыс. рублей. Также увеличилась таможенная стоимость машин, с которой уплачивается НДС. В Volvo Cars сказали, что знают о ситуации: объём уплаченного акциза возрос менее чем на 1% от стоимости автомобиля, «но всё же достаточно заметно». «Это определённо не поможет автопроизводителям продвигать гибриды на рынке», добавили там.
По данным газеты, как минимум ещё один импортёр уже столкнулся с новыми правилами ввоза гибридов. Кроме того, проблема коснулась и компаний, которые импортируют б/у гибриды, сообщал дальневосточный портал vl.ru. В автосалонах ещё не получили гибриды, ввезённые по новым правилам.
Новый подход дискредитирует курс на поддержку экологичного транспорта, считают собеседники «Коммерсанта». До сих пор все импортёры руководствовались разъяснениями Росстандарта и ФТС от осени 2011 года. В разъяснениях отмечалось, что, «выполняя в гибридном электрическом транспортном средстве функции основного силового агрегата, ДВС является также первичным источником электрической энергии, необходимой для работы электродвигателей», и, соответственно, «говорить о суммировании мощностей основного силового агрегата и электродвигателей, образующих в комплексе гибридную силовую установку, некорректно».
В ФТС подтвердили получение письма Минфина, однако не стали разъяснять, изменился ли подход к оценке мощности гибридных автомобилей. За дополнительными разъяснениями в ФТС перенаправили в Минфин, где на запрос не ответили.
Дмитрий Бабанский из SBS Consulting отмечает, что общую мощность как сумму мощностей ДВС и электродвигателей в целом корректно считать для полных гибридов (full hybrid), в конструкции которых мощность как ДВС, так и электродвигателя может передаваться на ведущие колеса одновременно (как Toyota Prius). Технически это актуально и для умеренных гибридов (mild hybrid), продолжает он, где электродвигатели, как правило, обеспечивают дополнительную мощность при ускорении автомобиля (как Honda Civic). Тогда как для подключаемых гибридов (plug-in hybrid), где ДВС соединен только с генератором, который, в свою очередь, питает электродвигатель и заряжает аккумуляторную батарею – например, как Volvo XC60 и XC90, – так определять мощность некорректно, заключает аналитик. Всего этот рынок составляет около 300 машин в год, добавляет он, половина из которых приходится на новые, в основном премиальные.
«Возможно, главный смысл новой трактовки в том, что складывать мощности следует при ввозе параллельных гибридов: когда оба двигателя в равной степени могут приводить автомобиль в движение, – говорит Юлия Шленская. – А если речь идёт о других вариантах, в частности, о последовательном гибриде (когда двигатель внутреннего сгорания питает батарею автомобиля), новый порядок отметается».
В разъяснениях Минфина упоминается переход на электронные ПТС, где отдельно указывается мощность всех двигателей автомобиля, в том числе электрических. Источники предполагают, что ситуация могла возникнуть на фоне изменений во внутренних системах ФТС, поскольку сам переход на ЭПТС прошёл ещё год назад. Один из них отмечает, что дискуссия о том, нужно ли суммировать мощность у гибридов для расчёта транспортного налога, в начале 2021 года шла на базе Минпромторга, но в итоге «ни к чему не пришли, в том числе потому, что гибриды бывают разных видов».