Эксперты считают прогноз властей по развитию электротранспорта завышенным в 1,5-2 раза
В PwC ждут, что рынок легковых электромобилей в РФ в среднем будет ежегодно расти в 1,5 раза, и к 2030 году их парк достигнет 630 тыс. единиц. Это гораздо скромнее, чем заложенный правительством прогноз в 1,4 млн штук (включая легкие коммерческие автомобили), и близко к тем цифрам, которые чиновники закладывали без стимулирования продаж и зарядной инфраструктуры. Ряд экспертов даёт ещё более скромные оценки, говоря о возможной отмене нулевой пошлины на ввоз таких машин ещё до появления локальных предложений. Даже самый оптимистичный прогноз аналитиков в 1,5–2 раза ниже официального.
В PwC оценили перспективы российского рынка электромобилей. По мнению экспертов компании, к 2030 году парк таких машин составит 630 тыс. машин. В 2020 году, по данным PwC, он составлял 11 тыс. штук, среднегодовой темп роста сегмента аналитики закладывают на уровне 50%. В целом рынок легковых машин, по их ожиданиям, будет расти на 2% ежегодно.
Прогноз сильно отличается от оценок, заложенных в концепции развития электротранспорта: согласно документу, к 2030 году парк достигнет 1,4 млн машин (включая LCV) в принятом сбалансированном сценарии. Только в рамках инерционного сценария, который вообще не предполагает стимулирования развития такого транспорта и инфраструктуры для него, цифра ближе к ожиданиям PwC – 540 тыс. машин к 2030 году.
Аналитический центр при правительстве (АЦ) закладывает ещё менее оптимистичные цифры: 350 тыс. машин. Как отметил в ходе конференции Autostat Analityc Break начальник отдела моделирования отраслевых рынков департамента отраслей промышленности и экологии АЦ Никита Елизаров, развитию электротранспорта в России мешает ряд факторов. В их числе – отсутствие в линейке отечественных электромобилей полной замены классическому седану или хетчбэку и возможная отмена беспошлинного ввоза электромобилей уже с 2022 года (речь идёт о введении импортной пошлины в 15%, которая действует для легковых автомобилей), тогда как первые локальные проекты появятся только в 2023-2024 годах.
Вопрос продления нулевой пошлины ещё не решён на уровне ЕАЭС, за это выступают власти Белоруссии. Пошлина на ввоз электротранспорта обнулена с весны 2020 года до конца 2021 года «с учётом скачка курсов нацвалют и отсутствия внутреннего производства, а также для создания стимулов по формированию необходимой инфраструктуры». Мера стала одним из драйверов роста рынка в РФ в 2020 году (ввезено почти 6 тыс. против 3,6 тыс. машин годом ранее).
Также Никита Елизаров отметил высокую стоимость электромобилей при низких доходах населения.
По данным «Дрома», средняя стоимость электромобиля в РФ (включая б/у) составляет 1,4 млн рублей против в 632 тыс. для машины с двигателем внутреннего сгорания. Однако разброс цен в категории очень велик: например, 74% электромобилей, представленных на «Дроме», приходится на бюджетный Nissan Leaf на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири, а 11% – на Tesla в Москве, Подмосковье и Петербурге. В итоге в региональном разрезе в Приморье средняя цена электромобиля составляет 693 тыс. рублей, а в Москве – 4,2 млн рублей.
Сергей Удалов из «Автостата» также придерживается менее оптимистичных оценок, чем правительство в базовом сценарии, склоняясь к версии АЦ. Он отмечает, что, несмотря на выгоды при владении электромобилем, средний частный клиент ориентируется на начальную стоимость. Эксперт добавляет, что готовящиеся к серийному выпуску локальные «Кама-1» и Zetta скорее представляют собой небольшие машины, использование которых реалистично в коммерческих парках, где ориентируются на низкую стоимость владения. При этом, исходя из привычек пользователя, массовый сегмент частного использования будет расти не за счёт них, продолжает он, поддерживая продление нулевой ввозной пошлины для развития рынка.
Однако Дмитрий Бабанский из SBS Consulting считает, что при условии реализации мер поддержки в виде льготных лизинга и автокредитования, а также софинансирования создания зарядной инфраструктуры к 2030 году объём парка электромобилей может вырасти до 700–900 тыс. штук, при инерционном сценарии – до 550 тыс. штук. По его мнению, обусловлено тем, что к 2025-2026 годам стоимость электромобилей может сравняться со стоимостью автомобилей на ДВС, и это приведёт к росту потребления не только частными лицами, но и коммерческими структурами.