Бизнес впервые сэкономил в рамках эксперимента по управлению спросом

Эксперимент по управлению спросом на электроэнергию впервые привёл к экономии потребителей. Выручка компаний-агрегаторов, обеспечивающих снижение спроса, оказалась меньше, чем достигнутое снижение цены, передал «Коммерсант» 29 сентября. По данным «Системного оператора ЕЭС» (СО ЕЭС), агрегаторы уменьшили стоимость покупки электроэнергии на 574 млн рублей за пять месяцев, а заработали при этом 456 млн рублей. Причины – новые критерии механизма и рост объема услуг по снижению спроса, который впервые превысил 1 ГВт. Однако пока эффект крайне скромный и, по оценкам аналитиков, не превышает 0,1% от платежа потребителей.

Агрегаторы энергоспроса впервые помогли сэкономить промышленным потребителям. Снижение цен на рынке «на сутки вперёд» (РСВ) за счёт управления спросом за апрель – август превысило выручку агрегаторов, которая формируется из тарифа на системные услуги (его оплачивают все потребители энергорынка). Доход агрегаторов в апреле – июне составил 287,8 млн рублей, в июле – августе – 168,6 млн рублей, сообщили в СО ЕЭС. При этом эффект на цены РСВ в апреле – июне достиг 320,5 млн рублей, в июле – августе – 253,9 млн рублей.

Механизм управления спросом на розничном рынке запущен в конце 2019 года в пилотном режиме. Агрегаторы по команде СО снижают потребление своих клиентов в пиковые часы нагрузки, что должно приводить к сокращению цен на РСВ. За успешное снижение агрегаторы получают плату с энергорынка. В 2020 году агрегаторы заработали около 660 млн рублей, но эффект на цены РСВ был неочевиден.

«Увеличение эффекта связано со вступлением новых правил срабатывания механизма с 1 апреля», – пояснили в СО ЕЭС. Кроме того, вырос и объём рынка. В марте плановый объём снижения спроса составил 723 МВт, во втором квартале – 737,4 МВт, в третьем – 963,4 МВт, а в четвёртом – уже 1,15 ГВт. Лидерами рынка остаются структуры ЕСН Григория Берёзкина: «Энергосбытхолдинг» и «Русэнергосбыт». «Энергосбытхолдинг», по оценкам источника газеты, на последнем конкурсе выиграл 353 МВт (31% квоты), а «Русэнергосбыт» – 101 МВт (9%). Среди других крупных игроков – структуры «Татнефти», «Росатома» и «Фортума». Средневзвешенная цена услуги в первой ценовой зоне выросла на 15%, до 319,64 тыс. рублей за 1 МВт в месяц, а во второй ценовой зоне – на 21%, до 553 тыс. рублей.

«Среднемесячный эффект на РСВ для участников оптового рынка от ценозависимого снижения потребления в действующей модели составляет порядка 110 млн рублей, максимальный эффект – 185 млн рублей (август)», – отмечают в «Совете рынка». Там положительно оценивают увеличение объёма рынка, поскольку агрегаторы спроса позволяют снизить загрузку неэффективных по топливным издержкам станций.

Однако пока снижение цен крайне небольшое. «В среднем потребители платят на РСВ около 75 млрд рублей в месяц, соответственно 638 млн рублей (с учётом снижения в марте) – это экономия 0,1% от платежа на РСВ, или 0,03% от конечной цены за электроэнергию», – говорит Владимир Скляр из «ВТБ Капитала».

«Оплата агрегаторов формируется не за счёт экономии, а за счёт дополнительных платежей потребителей энергии, поэтому о какой-либо эффективности механизма в таком виде можно говорить только очень условно», – считают в «Сообществе потребителей энергии».

В 2022 году механизм demand response планируется продлить в пилотном режиме, сообщают в СО. Там отмечают, что с 2023 года «планируется начало функционирования целевой модели в рамках ОРЭМ». «Затягивание перехода к целевой модели управления спросом служит плохую службу. С одной стороны, это не дает раскрыть большую часть экономического эффекта, который может дать управление спросом. С другой стороны – сложившаяся на рынке неопределённость не выступает драйвером применения передовых технологических решений для управления спросом», – полагает директор инфраструктурного центра «Энерджинет» Дмитрий Холкин.

Коммерсант