En+ прорабатывает проекты выпуска водород за счёт электролиза на ГЭС

En+ Group хочет выпускать по 18 тыс. тонн водорода в год на своих ГЭС в Сибири и Карелии. Холдинг также обдумывает строительство Мотыгинской ГЭС на 1 ГВт в Сибири за $1,3 млрд, что позволит нарастить производство ещё на 116 тыс. тонн, передал «Коммерсант» 2 августа. Стоимость водорода оценивается в $2–3 за 1 кг, что вдвое ниже оценок зарубежных проектов. Для перевозки водорода En+ намерена производить алюминиевые контейнеры и просит государство создать рынок сбыта, заставив госкорпорации и нефтегазовые компании закупать их.

En+ рассматривает возможность производства более 133 тыс. тонн водорода в год методом электролиза на ГЭС, следует из презентации компании. Около 18 тыс. тонн водорода в год компания хочет выпускать на свободных мощностях своих станций — Иркутской, Братской, Усть-Илимской в Иркутской области, а также Индской в Карелии — суммарной мощностью 9 ГВт. Для производства водорода доступно 228 МВт. Стоимость водорода – $2,2–3 за 1 кг, в сжиженном виде или в виде аммиака его предполагается экспортировать в Южную Корею, Японию и Финляндию. По расчётам En+, стоимость аммиака составит $4,1–4,5, сжиженного водорода – $4,3–5,2 за 1 кг с учётом доставки.

En+ также думает над строительством Мотыгинской ГЭС мощностью 1 ГВт на реке Ангара исключительно под производство водорода. Предварительный CAPEX проекта – $1,3 млрд, срок строительства – девять лет. Цена электроэнергии – $42,4 за 1 МВт*ч. Объём производства водорода оценивается в 115,6 тыс. тонн в год. Ориентировочная цена водорода – $2,9 за 1 кг, аммиака – $4,9, сжиженного водорода – $4,4, включая доставку ($0,6).

«Проекты находятся на стадиях предТЭО и ТЭО, объёмы потенциального производства водорода очень предварительные», – заявили газете в En+. Компания ведёт переговоры с потенциальными партнёрами, в том числе за рубежом. Вопросы финансирования будут рассматриваться по каждому проекту отдельно, говорят в холдинге.

En+ также разработала концепцию инфраструктуры водородного транспорта в Красноярске. На Красноярской ГЭС предполагается выпуск водорода для производства топлива для автобусов. Стоимость оборудования оценивается в €2 млн, импортных автобусов – в €1 млн за штуку. Финансирование этого проекта предполагается из средств компании, говорят в En+.

Наиболее проработанный проект En+ – производство алюминиевых танк-контейнеров для перевозки аммиака и сжиженного водорода автомобильным и железнодорожным транспортом, а также по морю (En+ – крупнейший акционер «Русала»). Полезный объём – 43,5 кубометра. ПредТЭО выполнено, проводится НИОКР. По оценкам En+, спрос на контейнеры до 2035 года составит минимум 13,4 тыс. штук, а максимум – 47 тыс. Запуск опытного производства намечен на 2024 год, сообщили в En+.

Пока финансирование проекта по выпуску контейнеров-цистерн идёт из средств компании, но холдинг «готов рассматривать иные формы, в том числе привлечение партнёров, использование господдержки», заявили в En+. В качестве господдержки компания предлагает привлечь якорных покупателей контейнеров, например «Росатом», «Роснано», «Новатэк», «Газпром», РЖД и «Трансмашхолдинг», говорится в презентации En+.

Аналитики скептически относятся к планам En+. В частности, оценка стоимости Мотыгинской ГЭС на уровне $1,3 млрд выглядит «сверхамбициозной» – «РусГидро», которое разрабатывало проект ГЭС в 2011 году, оценивало его тогда примерно в $3 млрд, говорит Владимир Скляр из «ВТБ Капитала». Если En+ уложится в $1,3 млрд, то водород по цене $2,9 за 1 кг будет одним из самых конкурентоспособных в мире (мировые цены варьируются от $4 до $6). Однако при существенном увеличении CAPEX доходность проекта «может уйти в глубокий минус», считает аналитик.

Представленные оценки стоимости водорода с учётом доставки выглядят адекватными, но всё же в перспективе 2035 года стоимость нужно будет снижать хотя бы вдвое, в основном за счёт удешевления электролизёров, считает Игорь Чаусов из инфраструктурного центра «Энерджинет». А с объёмами 133 тыс. тонн водорода в год не получится занять серьёзную долю мирового рынка: на стадии быстрого роста в 2035–2040 годах речь пойдёт о десятках миллионов тонн. Проект по производству контейнеров «вызывает существенные сомнения», отмечает Игорь Чаусов, поскольку рассматриваемые сейчас водородные проекты в основном нацелены на отгрузку водорода на морские танкеры, а не контейнеры.

Коммерсант