Генераторы не согласны с предлагаемой Минэнерго моделью работы агрегаторов на ОРЭМ
«Совет производителей энергии» (СПЭ) не согласен с моделью встраивания агрегаторов управления спросом в работу оптового энергорынка. Модель прописана в проекте федерального закона, разработанного Минэнерго и предусматривающего внесение изменений в 35-ФЗ «Об электроэнергетике».
Позиция генераторов изложена в сообщении СПЭ по итогам расширенного заседания Экспертного совета при комитете Госдумы по энергетике, посвящённого актуальным вопросам управления потреблением. Производители энергии указывают две ключевые причины, не позволяющие им поддержать указанный законопроект. Во-первых, модель предполагает, что агрегаторы отбираются на отдельном отборе по критерию наименьшей цены от средневзвешенной нерегулируемой цены на мощность ОРЭМ (которая включает цену КОМ, инвестиционные надбавки и нерыночные надбавки).
«По сути, это означает, что нагрузка на потребителей может увеличиться, так как затраты на оплату агрегаторов могут стоить потребителям дороже, чем затраты в КОМ на оплату мощности, которую заменили агрегаторы. В связи с этим, считаем, что выбор должен производиться не локально среди агрегаторов, а на технологически нейтральном отборе. По сути будет должна отобрана технология, которая на выходе обойдётся потребителям дешевле, при этом не важно – что это агрегатор, старая мощность, ВИЭ, новое строительство», – заявили в ассоциации производителей энергии.
Кроме того, у генераторов вызывает вопрос целесообразность создания модели отбора, основанной на средневзвешенной нерегулируемой цене на мощность ОРЭМ, в условиях действующего рынка мощности с надбавками (регионы РД, выравнивание тарифов в ДФО и пр.).
Вторая претензия к модели заключается в том, что агрегаторы уменьшают спрос на КОМ, что означает уход с рынка части производителей, и агрегаторы за счёт снижения обеспечат остальным потребителям возможность бесперебойного и надёжного энергоснабжениия. СПЭ исходит из того, что агрегаторы и производители не являются равноценными субъектами. Агрегаторы обеспечивают разгрузку два-четыре часа в пиковые часы в будние дни, определённые «Системным оператором ЕЭС», не более пяти раз в месяц. В тоже время генерирующее оборудование станций обеспечивает готовность к выработке энергии и тепла 24 часа в сутки, осуществляя участие в регулировании частоты, выполняя команды СО, тем самым, обеспечивая надёжность и бесперебойность работы ЕЭС.
«Поэтому, абсолютно неверно формировать правила, по которым агрегаторы рассматриваются как «один к одному» с замещаемым производителем. В связи с этим возникает вопрос к методике определения квоты/объёма агрегаторов, который снизит спрос. Определять этот объём прогнозом и планами нельзя, необходимо как минимум ориентироваться на опыт прошлых периодов: объём, сниженный на коэффициент, определённый на основании фактического исполнения агрегаторами снижения. А также учитывать агрегаторов в КОМ не в полном объёме, а с понижающим коэффициентом не более 0,5. Также в целях сохранения надёжности в ЕЭС требования к агрегатором спроса должны быть аналогичны требованиям к генерирующему оборудованию станций – аттестация оборудования; штраф за отказ от договора; штрафы по готовности; фин. гарантии», – указано в сообщении СПЭ.