Эксперимент по агрегации спроса пока не повлиял на энергоцены

Агрегаторы спроса, снижающие электропотребление своих клиентов, за 2020 год заработали около 660 млн рублей. Объём сегмента достиг рекордных 607 МВт, а число участников приблизилось к 70, передал «Коммерсант» 14 января. Однако влияние механизма на цену электроэнергии неочевидно: по мнению аналитиков, работа агрегаторов, наоборот, увеличила нагрузку на рынок. Инициаторы проекта считают оценки преждевременными.

В 2020 году агрегаторы спроса, снижающие электропотребление клиентов, заработали 658 млн рублей (цифра будет уточнена по итогам декабря), сообщили в «Системном операторе ЕЭС» (СО). В новом сегменте участвовали 69 агрегаторов, которые по команде СО снижали нагрузку 355 объектов потребления на розничном энергорынке. Агрегаторы получают плату с энергорынка (через тариф СО) за успешное снижение потребления клиентов и часть вознаграждения отдают своим потребителям. Механизм ценозависимого снижения потребления (demand response) должен приводить к сокращению пикового спроса и, соответственно, цен на электроэнергию на рынке на сутки вперёд (РСВ).

Механизм запущен в конце 2019 года в пилотном режиме, эксперимент будет продолжен в текущем году. Агрегаторы отбираются на каждый квартал по конкурсу – выигрывает заявка с наименьшей ценой. В 2020 году квота постоянно росла: в первом квартале объём составил около 230 МВт, во втором – 281 МВт, в третьем – 336 МВт. В четвёртом квартале отбор проводился дважды и в итоге достиг рекордного уровня в 607,6 МВт.

По данным газеты, лидером рынка по объёму снижения нагрузки стал «Русэнергосбыт» (структура итальянской Enel и ЕСН Григория Берёзкина) с долей 25,1%, затем следуют компания «Фарадей» с 17,3% и «Транснефтьэнерго» с 14,9%.

Из-за высокой конкуренции цены заявок снижались. По информации «Коммерсанта», 10% заявленных объёмов не проходили отбор ценовых заявок, а средневзвешенный уровень цен в европейской части РФ и на Урале составил 321,5 тыс. рублей за 1 МВт в месяц, в Сибири – 540 тыс. рублей за 1 МВт в месяц. Однако остаётся неясным, удалось ли механизму значительно снизить цены на РСВ. В первом квартале прошлого года агрегаторы заработали 139,88 млн рублей, а снижение стоимости покупки в РСВ для всех покупателей оптового рынка составило лишь 31,69 млн рублей.

«Снижение стоимости покупки электроэнергии на РСВ в 2020 году вследствие учёта механизма ценозависимого снижения потребления участников оптового рынка, а также агрегаторов управления спросом на порядок выше значений первого квартала 2020 года», – заявили в «Совете рынка». В СО подчёркивают, что в четвёртом квартале произошёл «качественный скачок эффекта в РСВ»: в декабре 2020 года оплата услуг агрегаторов составила порядка 73 млн рублей, а эффект в РСВ – более 82 млн рублей. Итоговые экономические результаты могут быть оценены после завершения пилотного проекта и будут зависеть от параметров целевой модели, прежде всего порядка учёта механизма в рынке мощности, подчёркивают в СО.

Кроме того, применяемые критерии задействования механизма в РСВ недостаточно эффективны и не позволяют «полностью реализовать потенциальные эффекты в РСВ», считают там. В текущем году будут применяться новые критерии, которые могут увеличить эффект на 50%.

Работу механизма критикует промышленность. «Пилот застрял на начальной стадии, когда плата агрегаторам формируется перекрёстно за счёт дополнительной нагрузки для остальных потребителей, и это не даёт системных эффектов. Необходимо переходить к цивилизованным механизмам и стимулировать развитие агрегаторов за счёт части расходов на сетевые и генерирующие мощности, от строительства и содержания которых агрегаторы позволяют отказаться», – заявили в «Сообществе потребителей энергии».

«Рынок demand response в России быстро развивается в объёмах управляемой мощности, но с точки зрения экономических эффектов цели не достигаются: в 2020 году агрегаторы и их клиенты только подняли энерготарифы для остальных потребителей», – полагает Николай Посыпанко из Vygon Consulting. По его мнению, важно допустить агрегаторов спроса к участию в рынке мощности. В мире основной областью применения demand response являются рынки мощности, а не электроэнергии, соглашается руководитель направления «Электроэнергетика» центра энергетики МШУ «Сколково» Алексей Хохлов. По его мнению, необходимо масштабировать программу и привлечь в неё кратно большее число участников.

Коммерсант