Блэкаут в аэропорту Лондона выявил противоречия между управлением частными сетями и нацбезопасностью

21 марта возгорание на подстанции North Hyde в Западном Лондоне привело к отключению электроснабжения международного аэропорта Хитроу, что вызвало отмену 1,4 тыс. рейсов. Спустя почти сутки National Grid (собственник магистральных сетей) и SSEN (владелец и оператор распредсети) восстановили подачу электроэнергии, временно перенастроив топологию системы электроснабжения.

Британский системный оператор NESO инициировал расследование причин инцидента, выявившего критические уязвимости в сетевой инфраструктуре, рассказывает «Системный оператор ЕЭС» в дайджесте международных отраслевых новостей со ссылкой на материалы National Grid. Среди обнаруженных проблем – отсутствие резервирования системы электроснабжения и зависимость аэропорта от единственной ПС; а также недостаточная координация действий всех сторон, участвовавших в восстановлении электроснабжения, в связи с отсутствием у SSEN данных о конфигурации системы электроснабжения аэропорта, которая не находится в управлении сетевой компании.

Представители National Grid, SSEN и аэропорта Хитроу на специальных слушаниях в Комитете по транспорту Палаты общин британского парламента сообщили о трудностях с обеспечением надёжности электроснабжения конечных потребителей при переходе прав на владение и управление электросетевой инфраструктурой от публичных к частным сетевым компаниям. Негативное влияние в ситуациях, подобных 21 марта, оказывает и отсутствие межотраслевых стандартов по обеспечению надёжности электроснабжения. Длительная задержка в возобновлении работы аэропорта была также обусловлена тем, что резервные дизель-генераторы в Хитроу поддерживали работу только аварийных систем аэропорта, при этом была возможность задействовать для электроснабжения две альтернативные подстанции, что значительно ускорило бы восстановление работы аэропорта в нормальном режиме.

National Grid и SSEN выступили за меры по повышению надёжности частных сетей за счёт распространения на них требований регламентов тестирования на устойчивость к технологическим нарушениям. В свою очередь, ассоциация INTOA (Independent Network Operators Association) предложила ввести обязательный обмен данными между государственными и частными сетевыми операторами, чтобы обеспечить единые стандарты надёжности для электросетевой инфраструктуры национального значения и ужесточить требования к резервному питанию для критически важных объектов.

Масштабные веерные отключения во время шторма «Десмонд» в 2015 году и затронувшая бо́льшую часть страны авария 9 августа 2019 года показали, что проблемы с обеспечением надёжности игнорируются из-за сложности и высокой стоимости мер хеджирования рисков. Для предотвращения чрезвычайных ситуаций необходимы моделирование потенциальных угроз, выработка соответствующих мер профилактики с обязательным обменом данными между сетевыми операторами, а также гибкое правовое регулирование как стимул для инвестиций в повышение надёжности.

Источник: Переток