Введение ТУР в ЕС может снизить ВВП РФ на 0,17%, при расширении охвата – на 0,47%

Вступление в силу пограничного углеродного налога в странах ЕС может привести к ежегодному снижению российского ВВП на 0,17%, в случае расширения охвата налога потери возрастают до 0,47%, следует из расчётов Центра макроэкономических исследований НИФИ. Сокращение оборота торговли на фоне санкций приведёт и к снижению объёмов уплачиваемого налога, однако третьи страны, включая Китай, не только могут ввести аналогичный налог, но, вероятно, будут учитывать последствия европейского регулирования для экспорта в ЕС товаров, произведённых с использованием российской промежуточной продукции, и требовать её «чистоты» для сокращения объёма налога.

Вступление в силу трансграничного углеродного регулирования (ТУР) в ЕС может привести к снижению российского ВВП на 0,17%, следует из обзора «Пограничная углеродная корректировка ЕС: влияние на страны Евразийского региона» ЦМИ НИФИ. Это самые высокие потери среди стран ЕАЭС и Узбекистана. Для Казахстана оценка составляет 0,01% ВВП, столько же – для Армении и Узбекистана, для Белоруссии – минус 0,03%.

Эти потери возникнут с момента фактического взимания пограничного налога. Согласно текущему плану, с октября 2023 года до конца 2025 года предусмотрен переходный период, во время которого ЕС будет требовать от компаний лишь предоставления отчётности, а с 2026 года последним придётся уплачивать налог при импорте цемента, электроэнергии, удобрений, алюминия, железа и стали (с 2029 года он может быть распространен на химикаты, полимеры, нефтяные продукты). В расчёте налога будут учитываться прямые выбросы при производстве промежуточной продукции.

В НИФИ также оценивают и максимальный размер ущерба в случае, если страны ЕС утвердят более радикальные меры в этой области. В таком сценарии потери РФ возрастают до 0,47% ВВП, Казахстана – до 0,73%, Белоруссии – до 0,22%, Узбекистана – до 0,11%, Армении – до 0,1%. «Введение ТУР на импорт в ЕС может оказать влияние на увеличение экспортных цен и, соответственно, объёма экспорта. За счёт наличия межотраслевых эффектов снижение объёмов экспорта в одних отраслях приведёт к сокращению объёмов валового выпуска в других», – поясняет руководитель направления «Торговая политика» центра Сергей Судаков. В частности, введение ТУР на продукцию отрасли чёрной металлургии приведёт к снижению экспорта такой продукции в ЕС, а значит, и к сокращению валового производства угольной промышленности и сектора добычи, добавляет эксперт.

В Армении наибольшие платежи ожидаются при импорте в ЕС алюминиевой фольги (€10 млн), в Белоруссии – электроэнергии (€477,9 млн), в Грузии – нитрата аммония (€113,7 млн), в Казахстане – нефти (€887,3 млн), в России – полуфабрикатов из железа и нелегированной стали (€7,28 млрд), в Таджикистане – нелегированного алюминия (€10,4 млн), в Узбекистане – полиэтилена (€67,6 млн).

При этом помимо стран ЕС, российская торговля с которыми снижается на фоне действия санкций и ограничений в логистике, подобные механизмы могут ввести и другие страны – в частности, Китай. В случае с потенциальным китайским ТУР его изначальные эффекты на российскую экономику, вероятно, будут отличаться от эффектов европейского ТУР – помимо изменения структуры торговли, различие будет обусловлено тем, что цена выбросов парниковых газов в Китае меньше, чем в ЕС: €7,3 за тонну СО2 в Китае и около €85–90 евро за тонну СО2 в ЕС, пояснил г-н Судаков. Пока часть разрешений на выбросы в ЕС выдается бесплатно, однако эта практика будет устранена к 2034–2035 годам.

Если Китай введёт такой инструмент пограничной углеродной корректировки по тем же параметрам, что и европейский ТУР в текущем виде, то мера затронет 2,8% российского экспорта, оценивают эксперты центра на основе данных по взаимной торговле за 2021 год (в них доля Китая во внешней торговле РФ составляла 13,9%). Если же пограничный налог будет распространён на все товары, которые производятся в секторах, характеризующихся высоким риском углеродной утечки, то этот показатель вырастет до 87,2%. Впрочем, даже если страна сама не введёт подобный налог, китайские и иные импортёры могут учитывать нормы европейского регулирования при дальнейшем экспорте готовой продукции в ЕС и требовать, чтобы закупаемая российская промежуточная продукция также была «чистой» для снижения суммы налога, уплачиваемого при поставках в ЕС.

Коммерсант