Участники CОР26 договорились сократить потребление угля, смягчив формулировку соглашения
Делегации почти 200 стран по итогам конференции ООН по климату (CОР26) согласовали глобальное соглашение, которое призывает к более быстрому снижению выбросов парниковых газов и обещает развивающимся странам финансовую помощь для адаптации к изменениям климата, передал «Интерфакс» 15 ноября.
Соглашение оказалось мягче, чем первоначально предполагалось: достигнутые договорённости пока не позволяют ограничить глобальное потепление 1,5 градусами Цельсия по сравнению с доиндустриальным уровнем. В то же время страны взяли на себя обязательство обновить до конца 2022 года национальные цели по снижению выбросов парниковых газов к 2030 году.
Подписанное в Глазго соглашение впервые в явном виде фиксирует договорённость о сокращении потребления угля. В последний момент Индия настояла на модификации этой части соглашения, и поэтому в финальной версии говорится о необходимости «постепенно сокращать» (phase down) использование угля, тогда как первоначально планировалось призвать к тому, чтобы «прекратить» (phase out) использовать этот энергоресурс. Председательствующий на конференции Алок Шарма принес эмоциональные извинения участникам в связи с тем, что пришлось смягчить этот пункт.
Итоговый документ призывает «активизировать усилия» по снижению объёмов производства электроэнергии на угольных станциях, не использующих технологии улавливания углекислого газа, а также прекратить «неэффективное» субсидирование углеводородов.
Впервые упоминается необходимость уменьшать выбросы метана. Ещё в ходе саммита Соединенные Штаты и Европейский Союз возглавили глобальную инициативу по сокращению выбросов метана, в рамках которой около 100 стран пообещали сократить их на 30% по сравнению с уровнями 2020 года к 2030 году. Россия к «метановому обещанию» не присоединилась.
Развитые страны, согласно договорённости, возьмут на себя обязательства по предоставлению развивающимся странам финансовой помощи в сумме как минимум $100 млрд в год, удвоят меры по адаптации этих государств к изменениям климата. Настоятельно рекомендуется реализовать эту инициативу до 2025 года. Планируется также начать международный диалог о платежах для компенсации нанесённого в прошлом развивающимся странам экологического ущерба.
В соглашении зафиксированы новые правила для торговли углеродными единицами, которые должны стать основой для создания международного углеродного рынка. Делегатам удалось «закрыть многие лазейки», о которых беспокоились эксперты, в том числе в части предотвращения двойного учёта квот на выбросы. Также стороны пришли к соглашению об учёте в новой системе части унаследованных от Киотского протокола квот – выданных не ранее 2013 года.
Инициатива развивающихся стран о введении налога на углеродные квоты, доходы от которого предполагалось направлять на меры по адаптации к изменению климата, была смягчена для достижения компромисса. В пакте зафиксировано добровольное обязательство стран вносить взносы в соответствующий фонд.
Кроме того, пакт приветствует эксплуатацию Сети Сантьяго – программы технической помощи, призванной помочь странам справиться с неизбежным ущербом от изменения климата. Программа была создана в 2019 году, но только номинально, без персонала и финансирования. Предполагается, что включение упоминания Сети Сантьяго в пакт Глазго даст толчок развитию программы.
Делегаты из России встретили «Климатический пакт Глазго» с удовлетворением. Как сообщалось в СМИ, ещё предпоследний проект итогового коммюнике конференции «соответствовал общим ожиданиям России» и «имел уравновешенный характер». Смягчение пункта о судьбе ископаемого топлива, на котором настояла Индия, вполне укладывается в интересы российской стороны и едва ли могло ухудшить её отношение к итоговой версии документа.
Соглашение, принятое в Глазго, не является обязывающим для стран и не описывает механизмы реализации договорённостей.