В США обнародовали первые выводы по итогам февральского энергоколлапса в Техасе

Североамериканская корпорация по надёжности (North American Electric Reliability Corporation, NERC), ответственная за разработку и контроль соблюдения стандартов по обеспечению надёжности энергоснабжения, совместно с Федеральной комиссией по регулированию энергетики (FERC) США представила предварительные результаты расследования действий системных операторов MISO, SPP и техасского ERCOT в штатах Среднего Запада и Юга во время экстремальных холодов 14-19 февраля 2021 года. Об этом говорится в международном мониторинге «Системного оператора ЕЭС» со ссылкой на NERC.

Наиболее пострадавшим штатом стал Техас, где для предотвращения системных аварий проводились периодические массовые отключения потребителей. Так, в зоне MISO снижение нагрузки потребления составило около 700 МВт в течение чуть более двух часов, в зоне SPP – около 2 700 МВт в течение примерно пяти часов; в зоне ERCOT – около 20 000 МВт в течение трёх дней.

Из 1 823 случаев аварийного отключения, снижения мощности нагрузки и отказов при вводе в работу генерирующего оборудования, вызванных резким похолоданием, 1 244 случая были зарегистрированы в зоне ERCOT, 473 – в зоне SPP, 106 – в зоне MISO. Кроме того, ERCOT, в отличие от MISO и SPP, был лишён возможности задействовать поставки из соседних операционных зон.

В качестве предварительных выводов NERC предложила следующие:

  1. Основной причиной нарушений нормального режима работы энергосистем стало замерзание генерирующего оборудования из-за резкого похолодания, которое, в свою очередь, вызвано недостаточной подготовкой к зимнему периоду.

  2. Второй по значимости причиной технологических нарушений стали сложности с поставками природного газа на ТЭС, связанные не только с погодными условиями, но и комбинированным эффектом снижения добычи и условий договоров на поставку газа, а также другими проблемами, такими как, например, снижение давления газа в трубопроводной системе. Частично сокращению добычи газа способствовало решение ERCOT о принудительном снижении нагрузки потребления для поддержания балансовой надёжности энергосистемы. Однако отключение электроснабжения затронуло газопроводную систему лишь в минимальной степени благодаря тому, что большинство объектов газовой инфраструктуры оборудовано резервными источниками питания и операторы в значительной степени могли выполнять контрактные обязательства по поставкам природного газа.

  3. Сочетание величины и продолжительности оперативного отключения нагрузки по команде ERCOT для поддержания балансовой надёжности энергосистемы привело к определённым трудностям для операторов передающих и распределительных сетей, поскольку потребовало от диспетчерского персонала ручного выполнения действий, которые в обычном режиме осуществляются автоматически. В операционных зонах SPP и MISO объёмы оперативного отключения нагрузки были значительно меньше, чем в операционной зоне ERCOT, поэтому им не пришлось задействовать диспетчерский персонал сетевых операторов для оперативных отключений нагрузки.

  4. Координация действий и коммуникации между MISO, SPP и ERCOT показали высокий качественный уровень взаимодействия.

Основные предварительные рекомендации NERC по результатам расследования заключаются в нижеследующем.

1. В первую очередь, необходимо пересмотреть действующие стандарты по обеспечению надёжности, включив в них обязательства собственников генерации:

· по защите критически важных компонентов в холодную погоду;

· по учёту экстремальных погодных условий при модернизации действующих и проектировании новых электростанций;

· по ежегодному обучению персонала по планам подготовки к зимнему периоду;

· по разработке планов действий в аварийных ситуациях;

· по предоставлению системному оператору данных о гарантированном объёме генерирующей мощности, которую можно задействовать в случае сильных холодов, включая оценку рисков невыполнения договоров поставки газа;

· по информированию системного оператора об эксплуатационных ограничениях на выдачу мощности для планирования мер по смягчению негативных последствий для энергосистемы.

2. Должны быть разработаны меры компенсации затрат (через рыночные механизмы или через комиссии по вопросам коммунального обслуживания штатов) для защиты от экстремальных погодных условий.

3. Конгресс, законодательные и регулирующие органы штатов, обладающие соответствующей юрисдикцией в отношении объектов, используемых для добычи, переработки и транспортировки природного газа, должны обеспечить разработку собственниками таких объектов планов подготовки к зимнему периоду, включающих меры по подготовке к чрезвычайным погодным условиям.

4. Предприятиям по добыче, сбору и переработке природного газа следует рассмотреть возможность принятия мер по защите оборудования от замерзания и других ограничений, обусловленных холодной погодой, которые могут повлиять на добычу и переработку газа.

5. FERC необходимо рассмотреть возможность организации площадки для обсуждения конкретных мер по повышению надёжности газовой инфраструктуры с участием NERC, представителей органов власти, отраслевых регуляторов, предприятий по добыче и переработке природного газа.

Источник: Переток