Суд ЕС обязал Польшу закрыть угольную шахту, штраф за отказ – 0,5 млн евро в день
Суд Евросоюза в Люксембурге обязал Польшу ежедневно выплачивать штраф в размере 500 тыс. евро, пока не прекратится добыча угля на шахте «Туров». Как передал 21 сентября РБК, об этом говорится на сайте суда.
По мнению евросуда, этот шаг необходим, чтобы заставить Польшу следовать решению ЕС и приостановить работу шахты. Ранее, 17 сентября, суд Евросоюза постановил в качестве временной меры немедленно прекратить добычу в шахте до вынесения окончательного решения относительно её дальнейшей судьбы.
С соответствующей просьбой в суд обратилась Чехия в конце февраля. Конфликт между ней и Польшей из-за «Турова» продолжается уже несколько лет. По мнению Праги, работа шахты наносит экологический вред чешскому населению. «Туров» расположен в Богатыне на юго-западе Польши, поблизости от границ с Чехией и Германией.
«Мы хотим помочь десяткам тысяч чехов на границе. Горнодобывающая промышленность негативно отражается на их жизни каждый день», – говорил бывший глава МИД Чехии Томаш Петржичек. Он пояснял, что шахта «отбирает у них воду», а угольная пыль загрязняет воздух.
Туровский комплекс считается одним из самых грязных в Европе по критерию объёма выбросов в атмосферу двуокиси углерода. Кроме того, рудник потребляет большое количество воды, что плохо сказывается на уровне подземных вод с чешской стороны. В результате местные реки мелеют, а жители испытывают трудности с получением питьевой воды, скважины для которой приходится делать всё глубже.
Обе стороны утверждают, что пытались решить проблему до суда, однако не смогли наладить контакт с зарубежными партнёрами. Польша не только не хочет закрывать, но даже намерена расширить рудник. Министерство окружающей среды республики в конце марта 2020 года продлило концессию государственной энергетической компании PGE на добычу бурого угля на «Турове» на шесть лет (договор истекал в апреле 2020 года). В конце апреля 2021 года министр окружающей среды Польши Михал Куртыка продлил лицензию на добычу оператору рудника до 2044 года.
По мнению польских властей, закрытие шахты повлечёт несоразмерный вред для экономики страны. Премьер-министр Матеуш Моравецкий заявил, что с указанной шахтой связано 4–7% производства электроэнергии в республике. «Закрытие шахты означает отключение (cоседней – ред.) электростанции, которая подает электричество в дома 3,7 млн поляков. От потери энергоснабжения пострадают не только квартиры, но и больницы и другие общественные объекты. Это также означало бы гигантские финансовые потери, достигающие 13,5 млрд злотых ($3,75 млрд), а для региона – резкую безработицу», – указал министр по контролю за государственными активами Яцек Сасин.
Польская PGE назвала решение суда ЕС о закрытии шахты несправедливым. Компания подчеркнула, что имеет действующую и законную концессию на угледобычу. Она также указала, что в Чехии и Германии есть девять угольных шахт, которые гораздо вреднее для окружающей среды, чем польская. По мнению PGE, за всем спором стоят экономические интересы операторов шахт в Чешской Республике и ФРГ. Компания заявила, что, несмотря на решение суда, не собирается останавливать работу «Турова». Польские профсоюзы горняков также протестуют против приостановки добычи. Профсоюз туровской угольной шахты назвал предварительную меру в виде немедленного прекращения добычи угля «идиотской и опасной». Однако, как считает суд в Люксембурге, пока «нельзя исключить, что Польша нарушает правила защиты окружающей среды», и «весьма вероятно, что продолжение добычи бурого угля на руднике «Туров» до вынесения окончательного решения может оказать негативное влияние на уровни грунтовых вод на чешских землях».