Vygon оценил допрасходы экспортёров при введении ТУР в ЕС 0,3–1,2 млрд евро в год

Введение в Европе углеродного налога для импортируемой продукции с высоким углеродным следом грозит российскому ТЭКу потерями до €1,2 млрд в год, оценили в Vygon Consulting. Однако введение аналогичной системы в России обойдётся отрасли на порядок дороже, в 18 млрд евро, и эксперты говорят о значительных рисках «поспешных шагов в регулировании», пишет «Коммерсант» 8 июня.

Платежи российского ТЭКа при запуске в Европе трансграничного углеродного регулирования (ТУР) на импорт товаров с высоким углеродным следом, по оценкам Vygon Consulting, составят 0,3–1,2 млрд евро в год. Для нефтепереработки оценка составляет 0,14–0,78 млрд евро, но цифра может вырасти при увеличении экспорта и подорожании эмиссионных квот. Общие потери в нефтегазохимии составят 0,05–0,29 млрд евро в год.

Резолюцию о введении углеродного налога Европарламент принял в марте. Предполагается, что ставка будет рассчитываться на базе европейской системы торговли квотами (EU ETS), введённой в 2005 году. До 2012 года более 90% квот по предприятиям распределялись бесплатно, затем ввели продуктовые бенчмарки, учитывающие объём выбросов СО2 на тонну продукции, рассчитанные по 10% наиболее эффективно функционирующих предприятий в отрасли. В 2021 году EU ETS перешла в четвёртую фазу, которая предполагает введение аукционной модели с ежегодным снижением предельного уровня выбросов на 2,2%. Кроме того, не учитываются «оффсеты» – сертификаты о происхождении электроэнергии. В этой связи российские низкоуглеродные сертификаты могут быть не учтены при формировании косвенных выбросов и должны стать отдельным пунктом переговоров с европейскими партнёрами, говорится в исследовании. Цена квоты внутри системы, которая долго не превышала 10 евро за тонну CO2-эквивалента, до 2030 года будет составлять, по разным оценкам, 32–89 евро.

Прямые и косвенные выбросы, а также выбросы при использовании продукции в России Vygon Consulting оценивает в 3,1 млрд тонн СО2-эквивалента, из которых 54% приходится на экспортируемую продукцию. В исследовании рассматривается несколько вариантов снижения платежей. Один из них – запуск собственной системы торговли квотами, копирующей EU ETS. Но, считают в Vygon Consulting, общая нагрузка на бизнес от введения такой системы будет несопоставима с экономией на платежах ТУР.

Так, суммарный платеж от отраслей ТЭКа составит 14,6–18 млрд евро в год, из них 74–90% придётся на электроэнергетику. Исходя из параметров экспорта в ЕС в 2015–2020 годах на уровне 6–13 млрд кВт*ч в год, компании могут заплатить 80–180 млн евро в год. В случае же запуска собственной системы при цене 40 евро за тонну СО2-эквивалента общий платеж увеличится на 13,3 млрд евро, повысив средние цены на электроэнергию для бизнеса на 30–40%. Причём оценка включает только выбросы при производстве электроэнергии в ценовых зонах оптового рынка. В случае включения в базу выбросов при производстве электроэнергии вне ценовых зон и тепла (сейчас в EU ETS большая часть производимой теплоэнергии либо исключена из периметра, либо освобождается от платы) платежи могут вырасти в 1,5–2 раза.

Российские НПЗ от введения национальной системы торговли квотами могут потерять 0,51–2,37 млрд евро, нефтегазохимические компании – от 0,66 млрд до 2,29 млрд евро. Наиболее уязвимо производство аммиака, большие объёмы которого экспортируются. Возможным решением может стать производство дальнейших переделов (азотных удобрений), которые не облагаются платой в рамках EU ETS.

По мнению управляющего директора Vygon Consulting Григория Выгона, для эффективной адаптации России к глобальному тренду декарбонизации необходимо повысить качество оценок углеродного следа. Чтобы минимизировать риски введения ТУР, следует не только стимулировать климатические проекты, но и создать методики по оценке эффективности «оффсетов», в том числе в части поглощающей способности лесов, полагает эксперт.

Директор группы операционных рисков и устойчивого развития KPMG в России и СНГ Владимир Лукин считает, что ключевым риском введения ТУР для крупного российского бизнеса выступает не сама финансовая нагрузка, а «поспешные действия российского правительства, которые могут быть предприняты в регуляторной среде, если слепо копировать методы и подходы, которые применяются в ЕС». Система регулирования, подчеркивает эксперт, должна прежде всего обеспечивать мониторинг и методическое обеспечение учёта выбросов парниковых газов, а также поддержку инициатив бизнеса и создание благоприятных условий для их реализации.

Коммерсант