Суд приговорил экс-министра Абызова к 12 годам колонии строгого режима
Преображенский суд Москвы назначил 12 лет колонии строгого режима бывшему министру по делам Открытого правительства Михаилу Абызову по делу о преступном сообществе и мошенничестве, передал «Интерфакс».
«Окончательно назначить Абызову наказание в виде лишения свободы сроком на 12 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима», – говорится в приговоре судебной коллегии, оглашённом в четверг.
Также суд назначил г-ну Абызову штраф в размере 80 млн рублей и на три года запретил ему занимать должности, «связанные с выполнением организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций в государственных органах». Кроме того, суд лишил экс-министра ордена Дружбы.
Адвокат Александр Аснис, защищающий Михаила Абызова, заявил «Интерфаксу», что «защита изучит приговор и по согласованию с подзащитным решит вопрос о его обжаловании».
Двоим соучастникам г-на Абызова, которых следствие наравне с экс-министром посчитало организаторами преступного сообщества, – экс-гендиректору компании «Ру-ком» Николаю Степанову и его заместителю Максиму Русакову – суд назначил восемь лет колонии строгого режима со штрафом 2 млн рублей и 12 лет колонии со штрафом 80 млн рублей соответственно.
Еще семерых фигурантов дела суд приговорил к срокам от пяти лет колонии общего режима до девяти лет в колонии строгого режима. Двоим подсудимым – Яне Балан и Оксане Роженковой – суд назначил штрафы по 4 млн рублей.
Как сообщалось в ходе прений сторон, государственное обвинение просило назначить Михаилу Абызову 19 лет шесть месяцев колонии строгого режима со штрафом в 470 млн рублей и запретом занимать должности на государственной службе в течение пяти лет. Остальных подсудимых прокурор просил приговорить к срокам от семи до 18,5 лет колонии.
В зависимости от роли каждого, фигуранты признаны виновными в создании и участии в преступном сообществе (ч.ч. 1, 2, 3 ст. 210 УК РФ), особо крупном мошенничестве (ч. 4 ст. 159 УК РФ), коммерческом подкупе (ч.ч. 4, 8 ст. 204 УК РФ), незаконном участии в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ), а также легализации денежных средств или иного имущества, приобретенного от преступления (п.п. «а, б» ч. 4 ст. 174.1 УК РФ). При этом суд освободил г-на Абызова от ответственности по обвинению в незаконном предпринимательстве в связи с истечением сроков давности.
По версии следствия, в 2012 году Михаил Абызов с соучастниками создали преступное сообщество для хищения денежных средств компаний «Сибирская энергетическая компания» («Сибэко») и «Региональные электрические сети» (РЭС), осуществляющих на территории Новосибирской области производство и передачу электроэнергии. Согласно фабуле обвинения, преступная организация состояла из двух функционально и территориально обособленных групп, расположенных в Новосибирске, Москве и за рубежом.
В результате с 2012 по 2014 год, утверждает обвинение, участники преступного сообщества путём обмана акционеров компаний похитили денежные средства предприятий на сумму 4 млрд рублей. Кроме того, обвинение считает, что участники сообщества в 2014 году совершили незаконные финансовые операции с похищенными средствами, конвертируя их в доллары США для придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению ими.
Также следствие установило, что г-н Абызов и соучастники за 78 млн рублей подкупили гендиректора и заместителей главы «Сибэко» для подбора и систематизации сведений о финансово-хозяйственной деятельности компании.
Наконец, обвинение указывало, что г-н Абызов при содействии других фигурантов незаконно занимался предпринимательством, участвуя в деятельности подконтрольных ему кипрских компаний и совершённой ими в феврале 2018 года сделке по продаже акций «Сибэко». Полученные от сделки 32,5 млрд рублей следствие посчитало преступным доходом, часть которого – 18,9 млрд рублей – была легализована путём конвертации в валюту и выведена за рубеж.
Никто из фигурантов не признал вину на следствии, однако в суде о частичном признании вины – в мошенничестве и коммерческом подкупе – заявил подсудимый Николай Степанов. При этом, по мнению защиты Михаила Абызова, г-н Степанов оговорил себя и не дал никаких показаний, свидетельствующих о вине других подсудимых.
Михаил Абызов был задержан в марте 2019 года и с тех пор находится в СИЗО. В октябре 2020 года по иску Генпрокуратуры РФ суд взыскал с него и пяти иностранных юридических лиц более 32,5 млрд рублей, которые, по версии надзора, экс-министр получил в качестве дохода в нарушение антикоррупционного законодательства. Исполнительное производству по этому делу продолжается, однако, как указывала защита экс-министра в конце процесса по уголовному делу, в настоящее время г-н Абызов «за счёт собственного имущества погасил более 20 млрд рублей».
Среди конфискованных активов – 96% акций РЭС, которые должны быть переданы в собственность «Россетей» в рамках допэмиссии в пользу государства. В августе Гепрокуратура потребовала взыскать в пользу государства акции «Сибэко», которые в феврале 2018 года были куплены структурами СГК Андрея Мельниченко. В октябре стало известно, что «Кузбассэнерго» и Генпрокуратура РФ заключили соглашение по урегулированию ситуации.