Энергосовет СНГ разработал «дорожную карту» развития низкоуглеродной энергетики

Электроэнергетический совет СНГ (ЭЭС СНГ) разработал проект «дорожной карты» по гармонизации «зелёных» инструментов для развития низкоуглеродной энергетики, передал «Коммерсант» 19 июля со ссылкой на совет. Речь, в частности, идёт о возможном создании сквозной системы торговли квотами на выбросы СО2 и «зелёными» сертификатами на выработку ВИЭ. Также предлагается разработать единую таксономию «зелёных» источников энергии и создать фонд «зелёных» инвестиций. В будущем это позволит запустить систему трансграничного углеродного регулирования, похожую на механизм налога CBAM (ТУР, плата за углеродный след продукции) в ЕС.

Создание единого «зелёного» пространства в СНГ обсуждается много лет, но конкретных шагов сделано не было.

«На 60-м заседании Электроэнергетического совета СНГ, которое состоялось 14 июля 2022 года, рабочей группе по низкоуглеродному развитию электроэнергетики поручили рассмотреть целесообразность гармонизации стратегий низкоуглеродного развития государств – участников СНГ и формирования единых систем углеродного регулирования. Полагаем, что этот вопрос будет вынесен на очередное заседание группы», – прокомментировали «Перетоку» в «Совете рынка».

Самая крупная энергосистема среди стран-участниц ЭЭС СНГ – у России (на рис. – данные «РусГидро», представленные на заседании совета в июле прошлого года).

«Интер РАО» на заседании совета привело данные о соотношении типов генерации в странах СНГ, ЕС и Китае, а также данные об углеродном следе различных типов генерации.

В презентации «Интер РАО» также отмечается, что наименьший объём удельных выбросов среди стран-членов ЭЭС СНГ сложился в Армении, Кыргызстане и Азербайджане – 101 г СО2 на 1 кВт•ч. В России этот показатель достигает 355 г, а в Азербайджане, Белоруссии, Казахстане, Молдавии, Туркменистане и Узбекистане – 551 г (среднее по СНГ значение – 394 г). В Евросоюзе удельный объём выбросов на тот момент был равен 261 г, в странах G7 – 338 г, однако показатель по странам G20 достигал уже 446 г. Среднее значение в мире в целом – 442 г СО2 на 1 кВт•ч.

В России программа поддержки строительства ВИЭ «довольно скромная» и завершится к 2035 году, поэтому создание новых механизмов поддержки в соседних странах поможет российским инвесторам выходить на новые рынки, считает один из собеседников «Коммерсанта» в экспертном сообществе. Он также полагает, что для «Интер РАО» это дополнительная возможность увеличения экспорта.

В презентации «Интер РАО» на заседании ЭЭС СНГ в июле прошлого года отмечалось, что «Россия готова обеспечить низкоуглеродный экспорт». Среди прочего, компания предлагала разработать единую систему углеродного регулирования для стран СНГ: «систему торговли квотами на выбросы CO2, систему «зелёных» сертификатов и договоров, иные «зелёные» инструменты, в т. ч. системы налогов и сборов».

Владимир Лукин из Kept считает трансграничный налог в СНГ «преждевременной мерой», которая к тому же не показала свою эффективность. Ни в России, ни в других странах СНГ не определены цели в области декарбонизации, требующие дополнительного финансирования, источником которого мог бы стать механизм, аналогичный европейскому СВАМ, замечает он: «В связи с этим формирование каких-либо фискальных инструментов — абсолютная бессмыслица».

С практической точки зрения сближение стран СНГ в сфере низкоуглеродного регулирования представляется целесообразным начать с инвентаризации принципов, инструментов и механизмов декарбонизации, применяемых сегодня и планируемых на будущее, прокомментировали в «Совете рынка».

«Гармонизация правил и интеграция рынка инструментов декарбонизации на пространстве СНГ безусловно полезна и взаимовыгодна. Во-первых, она поможет всем странам быстрее и эффективнее пройти путь создания необходимого регулирования и инфраструктур через обмен опытом и лучшими практиками, во-вторых, расширит пространство и эффективность обмена ресурсами для декарбонизации (для дефицитных регионов они станут доступнее, а для избыточных расширится рынок сбыта), в-третьих, общие системы, применяемые несколькими странами всегда вызывают больше доверия и признания как на внутренних, так и на внешних рынках, т. е. от этого выигрывают все, в том числе в экономическом аспекте (именно такие примеры мы видим в мире: максимальное развитие получили «коллективные системы»: ETS, GO, REC, IREC). Перспектива дальнейшего расширения от СНГ на Евразийское партнёрство и юг, очевидно, имеет те же плюсы», – пояснили «Перетоку» в регуляторе.

Источник: Коммерсант, Переток