Ъ: «Удешевление угля в мире не приводит к снижению добычи в России»

Экспортные цены на российский уголь после всплеска в прошлом году резко упали, и на большинстве направлений экспорт уже стал нерентабельным, по крайней мере на бумаге. Тем не менее угольные компании не только не сокращают, но и увеличивают как добычу, так и экспорт, передаёт «Коммерсант» 14 июля. Эксперты объясняют это выполнением контрактов, заключённых в прошлом году по высоким ценам. Кроме того, угольщики надеются на разворот ценовых тенденций осенью и не хотят нести расходы на сокращение добычи. Текущие потери они пытаются перекрыть поступлениями с пока ещё прибыльного дальневосточного направления.

Цены на уголь, взлетевшие в 2022 году, в этом году серьёзно упали, сокращая рентабельность российских производителей. На конец первого полугодия средние цены на отечественный уголь в экспортных портах опустились не только ниже значений прошлого года, но и оказались меньше среднегодовых уровней 2021 года.

По оценкам «Коммерсанта» на основе данных компаний, в июне энергетический уголь с теплотой сгорания 5500 ккал на 1 кг на базисе FOB Восточный подешевел в годовом выражении на 36%, до $91,2 за тонну, уголь 6000 ккал на FOB Балтика – на 45%, до $73 за тонну, а на FOB Тамань – на 46%, до $79 за тонну. Директор Центра ценовых индексов Газпромбанка Евгений Грачёв отмечает, что котировки энергетического угля 6000 ккал с середины июня находятся стабильно ниже $100 на тонну в портах Дальнего Востока, а в портах Северо-Запада и Юга опустились до $68 и $78 соответственно.

Для сравнения: в июне 2022 года цена энергетического угля в экспортных портах находилась в диапазоне $148–181 за тонну в зависимости от направления отгрузок, а в июне 2021 года – $108–130. Средние цены экспорта угля в январе – мае 2023 года из портов Северо-Запада и Юга, по данным аналитического центра (АЦ) ТЭК Минэнерго, уже опустились ниже средних уровней 2021 года, а из портов Дальнего Востока – приближаются к ним.

Основная причина снижения цен на уголь – сокращение рисков перебоев энергоснабжения в Европе, которые резко возросли в 2022 году из-за эмбарго на поставки угля и снижения закупок газа из России. Как отмечает Argus, после завершения отопительного сезона спрос на уголь ослаб, что привело в том числе к сокращению премии на нероссийское сырье.

При этом замедление экономики ЕС, а также более скромные, чем ожидалось, темпы восстановления экономики Китая после локдаунов привели к накоплению значительных запасов угля на складах. Так, запасы угля в европейских портах составляли в середине июня 6,3 млн тонн, что сопоставимо с аналогичным периодом прошлого года, когда европейские потребители готовились к трудной зиме без российских энергоносителей. Летом 2020 и 2021 годов запасы были ниже – 5,8 млн и 4,5 млн тонн соответственно.

В Азии, куда сместились основные экспортные потоки российского угля после введения санкций, ситуация схожая – в июне запасы угля на ТЭС в Китае достигли уровня, покрывающего 56 дней генерации. Евгений Грачёв отмечает, что рынок Китая стал профицитным, и местные угольные ассоциации уже начали рекомендовать ограничить импорт.

В России запасы угля на производственных площадках находятся на исторически высоком уровне, превысив 38,6 млн тонн в конце апреля. Запасы в Кузбассе, по данным местного министерства угольной промышленности, увеличились до 20,3 млн тонн в апреле (рост на 2,2 млн тонн год к году).

Одним из факторов, которые влияют на снижение цен, оказались мягкая погода прошедшей зимой и сравнительно нежаркое начало лета, что сбивает спрос на уголь в Китае и Индии. Некоторые участники рынка надеются на восстановление цен в четвертом квартале, после того как запасы начнут снижаться со стартом отопительного сезона. Занимавший пост главы СУЭК Максим Басов в июне говорил, что цены на уголь будут низкими как минимум до начала отопительного сезона в Европе, а дальше всё зависит от ситуации с погодой.

Цены падают, добыча растёт

Несмотря на снижение цен за год на 35–45%, российские угольные компании наращивают добычу. Министр энергетики Николай Шульгинов заявлял в июне, что рост добычи с начала 2023 года составил более 1% в годовом выражении. По данным «Коммерсанта», в январе – мае добыча выросла на 1,4%, до 182,5 млн тонн, в том числе в мае – на 9%, до 37,5 млн тонн.

Производство увеличивается за счёт некоторых крупных угледобывающих компаний и множества средних производителей. По словам источников издания, СУЭК в январе – мае нарастила добычу на 8,2%, до 48 млн тонн, за счёт активов в Кузбассе и Бурятии. В июне Максим Басов заявлял о планах сохранить производство и экспорт в 2023 году на уровне прошлого года – 114 млн и 42,5 млн тонн соответственно. Кузбасская топливная компания увеличила добычу на 6,9%, до 5,1 млн тонн, а «Кузбассразрезуголь» сократил её на 2,2%, до 17,1 млн тонн.

Правительство РФ рассчитывает в 2023 году сохранить показатели добычи и экспорта на уровне прошлого года – 440 млн и 220 млн тонн соответственно. Предварительные данные за полугодие показывают, что эта цель выполнима, несмотря на снижение цен. Собеседник газеты в одной из угольных компаний полагает, что в 2023 году экспорт угля через российские порты может составить около 216 млн тонн, что немного выше прошлогоднего уровня в 210 млн тонн.

Жесткой корреляции между объёмом производства угля и спотовыми ценами нет, говорит партнёр Neft Research Данил Токмин – добывающие компании работают по длинным контрактам, а доля спотовых сделок в общем объёме продаж относительно невелика. Он отмечает, что цены, зафиксированные в длинных контрактах, могут быть выше текущего уровня на споте.

Евгений Грачёв добавляет, что не все угольные компании готовы к текущему уровню цен. Однако значительная часть участников рынка считает, что остановить производство, а потом запустить его будет намного дороже, чем нести убытки в период низких цен.

Так ли убыточен экспорт

Возникает вопрос, как долго производители угля готовы терпеть убытки в надежде на изменение ценовой конъюнктуры. Борис Красноженов из Альфа-банка отмечает, что уже в мае экспорт для средних по размеру угольных компаний без своего вагонного парка был нерентабельным в портах Северо-Запада: «Если использовать данные Argus на конец мая, перевалка тонны угля 6000 ккал оценивалась в $26–27 в порту Усть-Луга, а железнодорожная транспортировка из Кузбасса была около $38–39 за тонну. При цене на уголь FOB Балтика 6000 ккал в начале июня $70 за тонну мы получаем цену netback на базисе FCA Кузбасс около $5 за тонну».

По оценке аналитика, средняя себестоимость добычи для производителей Кузбасса – около $20 за тонну. «Таким образом, небольшие производители без собственных портовых мощностей и парка и себестоимостью более $20 за тонну могут генерировать потери на уровне 500–2000 руб. на тонну при экспорте через порты Северо-Запада и Юга», – полагает г-н Красноженов.

Тем не менее фактически компании наращивают экспорт угля, в том числе по формально убыточным для них направлениям, при этом постоянно жалуясь на ограничения на вывоз со стороны железной дороги.

Экспорт угля через северо-западные порты в мае вырос на 2%, до 5 млн тонн. На июнь угольным компаниям был согласован объем экспорта 6,8 млн тонн, но участники рынка отмечают напряженность на этом направлении. Кроме снижения цен наблюдается нехватка локомотивов.

Экспорт через южные порты в мае сократился на 22% в годовом выражении, до 2,4 млн тонн. На июнь ожидается поставка в объёме 3,4 млн тонн. По словам источника газеты на рынке, единственный фактор снижения объёма перевалки на южном направлении – недостаточная пропускная способность железнодорожной сети, особенно в летние месяцы. Кроме того, актуальна и нехватка локомотивов.

Экспорт через порты Юга и Северо-Запада идёт в основном в направлении Турции и Индии, говорится в материалах АЦ ТЭК Минэнерго. Там отмечается, что в поставках в эти страны доминируют долго- и среднесрочные контракты, которые заключались в 2022 году по более высоким ценам. Кроме того, до недавнего времени угольные компании могли экспортировать топливо через порты Северо-Запада и Юга, компенсируя низкую или даже отрицательную рентабельность этих направлений за счёт доходов, получаемых от экспорта через Дальний Восток.

Однако, отмечает АЦ ТЭК Минэнерго, при низком рынке в Азии и отсутствии здесь значительной маржи экспорт в западном направлении рискует значительно снизиться вместе с окончанием действия заключённых в 2022 году контрактов. АЦ ТЭК оценивал стоимость безубыточности экспорта энергетического угля в мае на базисе FOB Тамань на уровне $100–110 за тонну, на базисе FOB Балтика – $90–110 за тонну с учётом себестоимости производства и рыночной цены перевалки. Это примерно на $20 выше текущих спотовых цен.

Восток пока спасает

Единственное направление экспорта, которое, по мнению большинства источников «Коммерсанта», остаётся рентабельным, – это отгрузки через порты Дальнего Востока. В мае железнодорожные перевозки угля в эти порты выросли на 3,7%, до 8,3 млн тонн, рассказывает источник газеты, знакомый со статистикой. На июнь компаниям был согласован объем 7,5 млн тонн.

Основная проблема на этом направлении – нехватка пропускной способности. Спрос на российский уголь в Китае в целом остаётся высоким, поскольку на фоне жаркой погоды постепенно увеличивается выработка электроэнергии на ТЭС, говорится в материалах АЦ ТЭК Минэнерго. При этом Китай не спешит восстанавливать закупки угля в Австралии, которая до неофициального эмбарго, введённого в 2020 году, была крупнейшим внешним поставщиком на китайский рынок. АЦ ТЭК оценивает цену безубыточности экспорта на базисе FOB Восточный в мае на уровне $90–110 за тонну.

Рентабельность российского экспорта начиная с апреля поддерживает ослабление рубля. Замгендиректора ИПЕМ Александр Григорьев отмечает, что в 2022 году в рублях цена на энергетический уголь на базисе FOB Восточный находилась в диапазоне 9–12 тыс. рублей за тонну не только из-за укрепления рубля, но и из-за значительных дисконтов на российский уголь относительно мировых бенчмарков.

«Первая половина 2023 года характеризовалась ростом курса доллара к рублю и снижением мировых цен на уголь, но в итоге остались те же 9–12 тыс. рублей за тонну для портов Дальнего Востока с учётом всех дисконтов, которые, надо отметить, также снижались», – говорит он. В 2019–2021 годах, добавляет эксперт, рублёвые цены в портах Дальнего Востока находились в диапазоне 4–9 тыс. рублей за тонну.

Коммерсант