СУЭК: «Угольщикам РФ доступно только 30% балкерного флота, цена фрахта выросла в 9 раз»

Угольные компании РФ в настоящее время имеют доступ только к 30% мирового балкерного фрахта, заявил директор по логистике СУЭКа Денис Рахимжанов 13 сентября на транспортно-логистической конференции «PRO//Движение.Сибирь» в Новосибирске.

«Что такое фрахт сегодня? Сегодня фрахт – это всего 30% от возможного мирового балкерного фрахта. Ещё в феврале нам было доступно 100%, сегодня доступно всего 30%, и мы, кроме этого, в августе столкнулись с беспрецедентным влиянием клубов, которые обеспечивают перестрахование судов. Сегодня угольные компании вместе с Центробанком и правительством РФ очень активно работают над тем, чтобы создать своего страховщика, либо присоединиться (наладить взаимодействие в сфере страхования – ред.) к странам БРИКС», – сказал г-н Рахимжанов.

Он также добавил, что после того, как европейские страны-потребители угля отказались от поставок из России, серьёзно увеличилась дальность экспортных перевозок. «Мы переформатировали логистические цепочки, и страны, в которые мы сегодня везём (уголь – ред.) через западные порты – это Марокко, Индия, Турция и другие страны, которые до этого рассматривались нами как не стратегически важные партнёры. Это привело к тому, что стоимость угля резко изменилась, удлинилась дальность перевозок. Если раньше (был маршрут – ред.) Мурманск - Роттердам, это 3 тыс. км, то сегодня в Искендерун (Турция) – это больше 15 тыс. км. И стоимость фрахта на 1 тонну выросла в девять раз», – уточнил топ-менеджер СУЭКа.

По его словам, ранее в Европу СУЭК поставляла уголь в Нидерланды, Францию, Данию, Финляндию, Великобританию. Экспортные поставки СУЭК в западном направлении за 8 месяцев 2022 года составили 7,2 млн тонн, в то время как за аналогичный период 2021 года в этом направлении было отгружено 10 млн тонн. В свою очередь, поставки на внутренний рынок за этот же период времени выросли на 10%, отметил Денис Рахимжанов, не раскрыв абсолютных цифр.

По результатам работы в 2022 году СУЭК ожидает увеличения экспортных поставок на 1%, поставок на внутренний рынок – на 12%. «В целом увеличение будет на 7,2% к уровню прошлого года», – сообщил г-н Рахимжанов, также не раскрыв абсолютных показателей. «То состояние, в котором мы находились в феврале-марте, оно прошло. (...) Компания уверенно смотрит вперёд по объёмам. Был диверсифицирован портфель продаж. (...) Начиная с мая мы вышли на наш стандартный уровень перевозок на экспорт в 2 млн тонн», – подчеркнул он.

При этом директор по логистике отметил, что «в денежном эквиваленте угольные компании очень серьёзно проигрывают». Наряду с такими факторами, как доступность и стоимость фрахта, дальность перевозок, на это повлиял рост железнодорожных тарифов с 1 июня, а также ситуация, в которой находится российский рубль.

«Более 60% дохода в рублёвом эквиваленте от уровня февраля российские угольные компании не получают. (...) Специально подчёркиваю, в каких условиях угольные компании сегодня работают, (стремясь – ред.) найти способы оптимизации, диверсифицировать свои расходы и взаимодействовать со своими клиентами и партнёрами, чтобы по крайней мере работать по себестоимости (реализуемой продукции – ред.)», – отметил представитель СУЭКа. По его словам, под влиянием всех перечисленных факторов, в частности, дочерняя «СУЭК-Кузбасс» недополучила 18,4 млрд рублей.

В СУЭК входят 25 шахт и разрезов, 10 обогатительных фабрик и установок, 27 ТЭС (СГК), терминал в порту Ванино (Хабаровский край), «Мурманский морской торговый порт».

Источник: Интерфакс