ИПЕМ: «Темп прироста платы за ЖКУ в 2021 году превысит «предельники» в 3 городах-миллионниках из 15»

В 14 из 15 российских городах-миллионниках в 2021 году доля доходов населения, уходящих на оплату ЖКУ, выросла по сравнению с прошлым годом и составила от 7,3% в Санкт-Петербурге до 12,8% в Волгограде, свидетельствуют результаты ежегодного исследования Института проблем естественных монополий (ИПЕМ). Рост доходов населения в 2020 году составил 1% и сильно отстал от темпов индексации платы за коммунальные услуги (в среднем более 4%), поясняют эксперты.

По данным ИПЕМ, допустимые темпы индексации платы за коммунальные услуги постепенно снижаются. В прошлом году средневзвешенный индекс платы (4,11%) оказался ниже фактической инфляции (4,91%). В этом году средневзвешенный индекс платы составляет 3,99%, что уже близко к инфляции за январь – июнь (3,89% по оценке Росстата на 21 июня). Соответственно, по итогам года средневзвешенный индекс платы вновь окажется ниже инфляции, говорят эксперты.

Среди 15 городов-миллионников минимальный прирост совокупной платы за ЖКУ в 2021 году ожидается в Перми (1,6%), Новосибирске (2,8%) и Уфе (2,8%), максимальный – в Омске (5,8%) и Воронеже (5,5%). Темп прироста платы за ЖКУ превысит окончательные предельные значения индексов платы в трёх городах из 15 (Санкт-Петербург, Челябинск, Самара).

В рейтинге городов-миллионников по доле расходов на ЖКУ в бюджетах домохозяйств лидер и антилидер не меняются уже несколько лет, отмечают в ИПЕМ. Наименьшую нагрузку несут жители Москвы (6,3%), наибольшую – Волгограда (12,8%). Полностью результаты ранжирования городов-миллионников по доле расходов на ЖКУ в доходах домохозяйств выглядят следующим образом:

ИПЕМ особо подчёркивает, что процесс сбора информации о тарифах даже по 15 крупнейшим городам оказался достаточно трудоёмким.

«Централизованного публичного архива столь важной информации до сих пор не существует. Интернет-сайты региональных тарифных органов характеризуются крайне низким качеством размещаемых материалов – обычно на них публикуются лишь нераспознанные отсканированные версии нормативных правовых актов, что неоправданно затрудняет поиск необходимой информации. Для повышения синхронизации государственной политики на федеральном и региональном уровнях, а также для повышения прозрачности и доступности информации для потребителей целесообразно создать единую публичную информационную систему. Эта система должна включать не только данные о текущих и архивных тарифах на коммунальные услуги, но также всю обязательную для раскрытия информацию о ресурсоснабжающих организациях и управляющих компаниях (УК) во всех муниципалитетах страны», – говорится в сообщении института.

Эксперты ИПЕМ считают, что подобная информационная система не только позволит федеральным органам власти оперативно реагировать на возникающие дисбалансы, «но и станет инструментом арбитража между потребителями и поставщиками услуг, будет способствовать искоренению практики бесконечных банкротств управляющих компаний и препятствовать возникновению потенциальных очагов социальной напряжённости». Существующая система (ФГИС ЕИАС ФАС России) является непубличной и не позволяет выполнять обозначенные выше функции, полагают в институте.

Источник: Переток