РЖД предлагает отказаться от регулирования цен на экспортную перевозку энергоуглей
РЖД предложило дерегулировать тарифы на экспортную перевозку энергетического угля, поставив её стоимость в зависимость от мировых цен. Внутри страны регулирование предлагается сохранить, передал «Коммерсант» 8 октября. В Минтрансе и ФАС готовы обсуждать идею. В министерстве полагают, что так снизится тарифная нагрузка на российских потребителей угля, а РЖД получит большую маркетинговую свободу. В ФАС же считают нужным учитывать экологичность маршрута погрузки. Аналитики называют такой вариант при правильной реализации лучшим для отрасли, чем прямой рост тарифов, поскольку он меньше ударит по угольщикам в периоды низких цен на сырье.
РЖД собирается предложить правительству дерегулировать тариф на железнодорожную перевозку энергетического угля на экспорт. «Есть регулирование тарифов на газ внутри страны, но при этом дерегулирован экспорт, – сообщил замгендиректора РЖД Алексей Шило. – Можно было бы по энергетическому углю сделать точно так же». По его словам, в таком случае при хорошей конъюнктуре экспортных рынков тариф будет выше и РЖД сможет поучаствовать в прибыли, а при плохой он будет снижаться. Он добавил, что это предложение ещё будет обсуждаться и с угольщиками, и с правительством.
РЖД и ранее заявляло об убыточности дальних перевозок угля и предлагало серию мер по повышению их рентабельности для монополии. В их числе – сближение тарифов на перевозки энергетического и коксующегося угля, а также сокращение объёмов перевозки угля на восток, чтобы пропустить туда более дорогие грузы.
Законодательство предусматривает возможность отмены ценового регулирования в отдельных сегментах рынка, а также закрепления гарантированных объёмов перевозок грузов по льготным тарифам, говорит замглавы ФАС Александр Редько. «При поступлении тарифной заявки от РЖД вопрос будет проработан – с учётом позиции ФАС по сохранению льгот и стимулированию грузопотоков только в направлении современных экологически чистых портов», – говорит он. Ранее ФАС предложила предоставлять скидки к тарифу на перевозку угля только в направлении тех портов, которые отвечают экологическим требованиям. По информации газеты, вице-премьер Виктория Абрамченко поручила Минтрансу, ФАС и другим ведомствам до 23 октября представить согласованные предложения по мерам стимулирования перевозок угля в морские порты, использующие современные технологии перевалки угля.
В Минтрансе сообщили, что предложения о дерегулировании экспортных тарифов на уголь пока не поступали, в случае поступления министерство готово рассмотреть этот подход. «Он позволит сохранить более низкий уровень тарифной нагрузки на российских потребителей угля, – говорят в министерстве. – Также это позволит РЖД более эффективно применять маркетинговые подходы в тарифообразовании при экспортных поставках угля с учётом ценовой конъюнктуры внешних рынков». Но в министерстве отмечают, что эту работу «необходимо проводить взвешенно, с минимизацией рисков для всех субъектов рынка железнодорожных перевозок». В угольных компаниях от комментариев отказались, в основном ссылаясь на скудость деталей. В Минэнерго не ответили. Источник в отрасли говорит, что дерегулирование можно вводить тогда, когда есть альтернативный транспорт или альтернативное направление поставок, а сейчас при поставках в восточном направлении альтернативы нет, а провозной способности не хватает. Если бы монополия ввела мощности БАМа в срок, не было бы никакой нужды в повышении тарифов: выручку дал бы объём перевозок, уверен собеседник издания.
Максим Худалов из АКРА говорит, что такой подход к формированию тарифов на перевозку угля принят в США, а в России его введение ранее обсуждалось, однако угольным компаниям эта идея не понравилась. Он предполагает, что РЖД, предлагая такое решение, хочет сыграть на ожидаемом из-за прихода Ла-Ниньи в Австралию росте цен на энергетический уголь в ноябре-январе до $80-90 за тонну. При этом г-н Худалов считает такой вариант более щадящим для отрасли, чем прямое повышение тарифов на перевозку энергетического угля, потому что при низких ценах он её не убивает. Также, отмечает он, в период высоких цен быстро появляются новые объекты угледобычи, которые впоследствии оказываются не нужны, и при таком подходе к формированию тарифов РЖД будет сдерживать излишнюю инвестиционную активность угольщиков. Вопрос лишь в том, говорит эксперт, насколько правильно и на основании каких индексов будут сформированы новые тарифы.