МЭР обновляет правила повышения энергоэффективности госкомпаний и МУПов

Минэкономразвития (МЭР) опубликовало три проекта постановлений правительства, обновляющие правила повышения энергоэффективности госкомпаний, бюджетных учреждений и госмонополий. Новым в подходе ведомства является разделение требований экономии для основных и непроизводственных активов. Для первых будут введены отраслевые нормативы энергоэффективности в разбивке по ОКВЭД и показатели энергоёмкости продукции и услуг, для вторых – требования к экономии ресурсов на общих основаниях. Госучреждения предполагается принуждать к экономии за счёт сокращения бюджетных ассигнований на оплату ими коммунальных услуг – в пользу энергоаудита и последующей модернизации, если она экономически оправданна.

Опубликованные МЭР на regulation.gov.ru три проекта постановлений правительства нацелены на обновление требований энергоэффективности госсектора экономики – бюджетного сектора, госкомпаний и госмонополий тарифных отраслей. Модернизации нормативной базы требует комплексный план правительства по перезапуску программ повышения экономии ресурсов, впервые введённых во время президентского срока Дмитрия Медведева. Но подход МЭР содержит крупное новшество: ведомство намерено разделить требования к экономии ресурсов в госсекторе на «смысловую и процедурную» части, как неофициально называют их разработчики, – первая будет относиться к энергоэффективности их основной деятельности, вторая – к экономичности непрофильных активов.

Для госкомпаний в широком понимании – в их число войдут юрлица, более 50% которых принадлежат РФ, субъектам РФ или муниципалитетам, а также ГУПы, МУПы, госкорпорации и их дочерние юрлица – требования к профильной деятельности будут определяться отраслевыми ведомствами. Описывать их МЭР предлагает не для каждой компании отдельно, а по видам Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2), что исключит возможность завышения базы или формальной отчётности. Программы должны будут включать целевые показатели – снижение расхода энергии на единицу продукции, внедрение энергоэффективных технологий и менеджмента, объём экономии и расход энергии в разбивке на производство, транспортировку и потери.

Также МЭР вводит отраслевые требования к программам энергоэффективности для целевой деятельности тарифных отраслей – их будут устанавливать тарифные органы, однако сверх того общим требованием будет снижение энергоёмкости производимой продукции. Для непрофильных активов могут применяться «типовые решения по повышению энергетической эффективности» и должны быть установлены целевые показатели и мероприятия по их достижению. Контроль исполнения программ энергоэффективности будет вестись с помощью ГИС «Энергоэффективность», подотчётной Минэнерго, а в тарифных отраслях – органами тарифного регулирования при принятии тарифных решений и мониторинге реализации инвестпрограмм.

Государственные и муниципальные учреждения МЭР предлагает принуждать к экономии самым простым методом – снижая бюджетные ассигнования на оплату ими коммунальных ресурсов и услуг. Устанавливать требования к снижению объёма потребления энергоресурсов и воды должны будут главные распорядители бюджетных средств – по данным энергообследований или сравнительного анализа. При этом сокращать оплату коммунальных ресурсов ГРБС смогут только в случаях, когда за модернизацию объектов платит бюджет. Сами госучреждения также смогут экономить, заключая энергосервисные контракты (предполагают оплату услуг по повышению энергоэффективности из средств, сэкономленных в будущих периодах) на конкурсной основе.

Коммерсант