СП требует ограничить участие иностранных консультантов в разработке нормативной базы
Счётная палата (СП) обнаружила новую угрозу национальным интересам – контракты государства с иностранными консультантами. Ведомство Татьяны Голиковой раскритиковало использование чиновниками внешних консультантов: это создает риски коррупции, двойных расходов бюджета, влияния частных компаний на политику и утечки информации. А участие иностранных консультантов в разработке программ и стратегий и вовсе противоречит национальным интересам, заявил 29 января аудитор Счётной палаты Максим Рохмистров. Аудиторам, в частности, не понравилось, что Минэнерго привлекало PwC для подготовки «различных концепций».
Случаи разработки проектов приказов и актов правительства РФ в сфере электроэнергетики были выявлены в 2015 году. По данным Счётной палаты, этим занималось ООО «Карана», учредителем которого являлась американская компания. Для подготовки различных концепций привлекалось ООО «ПрайсвотерхаусКуперс Консультирование», учредителем которого является голландская компания.
Госорганы, как выяснила Счётная палата, периодически закупают работы и услуги, выполнение которых относится к их полномочиям. Так, за 2,5 года были выявлены более 1,5 тыс. таких закупок. Сумма выявленных расходов по фактам передачи полномочий на федеральном, региональном и муниципальном уровнях составила 8,6 млрд рублей (из них 8 млрд рублей приходятся на федеральный уровень). Кроме того, передача полномочий в различных формах выявлена и в рамках утверждения госзаданий подведомственных учреждений. На федеральном уровне объём таких субсидий составил более чем 5,7 млрд рублей. Например, Роспатент в рамках госзадания ранее фактически передал подведомственному учреждению ФИПС выполнение своих функций по оказанию практически всех госуслуг. «По фактам передачи полномочий наибольшее количество случаев в количественном и стоимостном выражении установлено в отношении Минпромторга и Минэнерго», – говорится в сообщении СП.
Государство довольно часто нанимает иностранных экспертов. Чтобы исследовать международный опыт, разработать сложную программу или концепцию, говорит консультант одной из фирм «большой четвёрки». То же Минэнерго привлекало KPMG при создании отраслевого портала для поддержки инновационного развития ТЭКа. Минвостокразвития в конце 2017 года заключило контракт на 28 млн рублей с McKinsey & Company для подготовки предложений о создании на Курильских островах территорий опережающего развития. А Минсельхоз – с KPMG на 20,8 млн рублей для исследования потребительских предпочтений на рынках Ближнего Востока, Северной Африки и Восточной Азии.
«Зачем нанимать дорогих сотрудников под один проект, если можно отдать его профессионалам», – объясняет федеральный чиновник. Выбор – между научными учреждениями при министерствах и консультантами крупных иностранных компаний, которые предоставят команду специалистов с опытом и знаниями практики по всему миру, рассказывает консультант другой аудиторской компании. В сфере ТЭКа участие международных экспертов в нормативной деятельности – мировая практика, говорит руководитель международной налоговой практики для нефтегазового сектора EY Алексей Кондрашов. Эксперты EY работают в этой сфере в разных странах, например, в Мексике, Австралии, Саудовской Аравии, странах Африки, на Северном море, так что Россия не исключение, рассказывает он.
По закону участником госзакупки может быть любая компания, кроме офшорной, указывает представитель Минэнерго. В 2015 года министерство действительно заключило несколько контрактов с компаниями, в том числе с иностранными учредителями, но закупки проводили на конкурсе, никаких нарушений допущено не было, рассказывает он. А сами контракты были заключены для подготовки информационно-аналитических материалов, а не для разработки нормативно-правовых или стратегических документов.
Счетная палата предлагает не лишать чиновников возможности нанимать консультантов, но сформировать четкий перечень вопросов, с которыми к ним можно обращаться. Тогда их станут чаще привлекать к работе неформально, опасается консультант крупной компании. Это нередко происходит и сейчас, рассказывает партнёр одной из компаний большой четверки. Но условия по госконтрактам в отношении конфиденциальности в разы жестче, чем с частными клиентами, продолжает он, государству выгоднее сохранить возможность контролировать процесс.
Это не первая попытка отстранить иностранных консультантов от работы. В 2014 году компании большой четверки столкнулись с претензиями ФСБ к тому, как аудиторы хранят информацию. С января 2016 года запрещены свободные закупки импортного программного обеспечения госорганами. Пытались власти ограничить и возможность чиновников обращаться к консультантам. В 2016 году президент Владимир Путин поручал правительству запретить госслужащим закупать работы и услуги, которые напрямую относятся к их функциям, напоминают аудиторы. Но число таких закупок не сокращалось, выяснила СП: с тех пор их было заключено более 1500 на 8,6 млрд рублей.
Ведомости, ПРАЙМ