Проблемные предприятия тепло– и водоснабжения разрешат брать под публичное управление
Минстрой разработал законопроект о введении механизма публичного управления организациями теплоснабжения и водоснабжения. Как сообщил замглавы ведомства Андрей Чибис, документ прошел экспертные обсуждения и согласован с госорганами. Основание для введения публичного управления – чрезвычайная ситуация, из-за которой прекратилось тепло- или водоснабжение одного или нескольких потребителей – или введение режима ЧС как раз из-за прекращения поставок. Меру предлагается применять и при неудовлетворительном финансовом состоянии коммунального предприятия – но только по решению арбитражного суда после обращения региональных властей.
Управляющим может быть назначена единая теплоснабжающая организация или гарантирующая организация водоснабжения (например, МОЭК и «Мосводоканал»). Он получит полный контроль над проблемным активом (вплоть до увольнения его руководителя) и право распоряжаться его средствами и имуществом. Временный руководитель должен разработать план устранения проблем. По достижении этой цели режим публичного управления отменяется (по проекту он длится не более месяца, но суд может продлить его). В Минстрое видят в проекте способ успокоить региональные власти, де-факто препятствующие приходу инвесторов в ЖКХ. Как поясняет Андрей Чибис, это вызвано недоверием региональных и муниципальных властей частным операторам из опасений, что в случае ЧС они поведут себя недобросовестно, а риски и затраты на устранение последствий в итоге лягут на местные бюджеты.
По словам руководителя ассоциации ЖКХ «Развитие» Алексея Макрушина, проблема «подхвата» теплоснабжающих организаций и водоканалов актуальна, а идея обсуждается уже более десяти лет. «Например, котельную надо подготовить к зиме, но у собственника нет денег на закупку топлива и сам он исчез из страны», – поясняет он, добавляя, что у власти сейчас нет легальных возможностей вмешаться: предприятие – это частная собственность. Опасения же бизнеса, рассказывает эксперт, связаны с возможностью вводить публичное управление при финансовых проблемах, часто вызванных некачественным тарифным регулированием. Предприниматели беспокоятся, что закон «будет использован для рейдерства и изъятия собственности у неудобных бизнесменов». «Может так получиться, что сначала госорганы не учли расходы организации при установлении тарифов, а затем изъяли имущество в публичное управление», – предупреждает Алексей Макрушин, подчёркивая: многие организации испытывают финансовые трудности из-за неплатежей бюджетного сектора.
Кроме того, законопроект продолжает тренд на ограничение работы ГУПов и МУПов в ЖКХ. Минстрой ранее заявлял о намерении передать 80% предприятий в концессию к 2020 году – но не исключал и запрета их деятельности. Теперь ведомство предлагает запретить работу в отрасли унитарным предприятиям, основанным на праве хозяйственного ведения. Как рассказывает Андрей Чибис, «они должны будут быть трансформированы в казённые предприятия с субсидиарной ответственностью собственника по их долгам».
Коммерсант