"Согласно международному праву Турция не имеет права на перекрытие проливов. Если же будут использованы негосударственные схемы, то у нас сейчас на всех направлениях есть профицит, и в условиях локаута мы легко перебросим эти поставки на Дружбу, БТС-1, БТС-2, Усть-Лугу и Приморск, не говоря уже о железнодорожном транспорте", – сказал он, отвечая на вопрос о возможных действиях России в случае перекрытия Турцией проливов.
Демин напомнил, что Турция, в соответствии с Конвенцией Монтрё, может регулировать проход через черноморские проливы только военных кораблей. Для торговых судов Конвенция Монтрё сохраняет свободу прохода через проливы как в мирное, так и в военное время.
Таким образом, в нынешней ситуации нет правовых оснований закрывать проливы для российских судов. В случае же принятия мер по закрытию проливов или введения ограничений для российских судов, перевозящих нефть и нефтепродукты, Турция нарушит международное право, в частности Конвенцию Монтрё. Более того, большинство судов, перевозящих российские углеводороды, проходят черноморские проливы не под российским флагом, а под флагами удобных для регистрации судов стран.
В настоящее время через проливы транспортируется около 60 млн т нефти в год нероссийского происхождения и 32-35 млн т российского. Кроме российской нефти через черноморские проливы транспортируется нефть Казахстана, Азербайджана, Туркмении, а также нефть, добываемая западными компаниями на территории Казахстана и Азербайджана. Помимо нефти с черноморских терминалов Российской Федерации осуществляется экспорт нефтепродуктов, которые также транспортируются через черноморские проливы.
Возможные действия Турции по перекрытию проливов затронут интересы западных нефтяных компаний и казахстанских экспортеров, транспортирующих нефть по КТК, поскольку альтернатив в настоящее время не существует. Российская сторона сможет использовать действующий профицит балтийских портов и европейское направления для перераспределения грузопотоков нефти из региона Черного моря.
"С точки зрения потребителей в Европе, это принесет небольшое удорожание", – отметил официальный представитель "Транснефти".
Если говорить о ресурсах, экспортируемых с территории Казахстана, добавил он, то выбор альтернативных направлений для экспорта нефти весьма ограничен. Так, отток нефти может быть осуществлен через нефтепровод Баку - Тбилиси - Джейхан, теоретически через нефтепровод Одесса - Броды, а экспортируемые из Казахстана компанией "Тенгизшевройл" объемы могут быть направлены железнодорожным транспортом через территорию Российской Федерации в объеме до 8 млн т в год. При этом через Черное море может транспортироваться около 13-15 млн т нераспределенной нефти из каспийских ресурсов.