Россия подала иск к Евросоюзу по энергокорректировкам в рамках ВТО

Россия подала иск к Евросоюзу по энергокорректировкам. Об этом ИТАР-ТАСС сообщил директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максим Медведков.

"Сегодня подавали иск. Сначала мы подаем запрос на консультации. В течение 60 дней мы должны провести консультации. То есть, примерно до конца февраля, грубо 23 февраля, мы должны будет провести консультации", - сказал он. Медведков пояснил, что если стороны не смогут договориться, то Россия имеет право перейти к следующей стадии разрешения споров - к формированию панели арбитров, которые будут решать этот вопрос. При этом, как отмечается в материалах МЭР, первый раунд консультаций может состояться уже после новогодних каникул.

По словам представителя МЭР, суть претензий России состоит в том, что при антидемпинговых процедурах ЕС учитывает в издержках российских предприятий, которые связаны с закупкой электроэнергии или газа при производстве товаров, не российские, а европейские цены, которые существенно выше, и на основании таких оценок обвиняет Россию в демпинге. "Мы считаем, что ЕС нарушает соглашение ВТО по антидемпингу. Это наносит ущерб российским экспортерам", - сказал он, добавив, что такой подход несправедливо дает Евросоюзу право автоматически обвинять РФ в демпинге из-за более низких внутренних цен на ресурсы.

Что касается иска России против ограничений, установленных третьим энергопакетом Евросоюза, то Медведков отметил, что иск пока готовится, но в этом году он подан не будет. Он пояснил, что Россия не связывает два этих иска, и подача последнего не будет связана с разрешением спора по энергокорректировкам.

В начале декабря 2013 года глава МЭРа Алексей Улюкаев сообщал, что Россия готовит иски к Евросоюзу против ограничений, установленных третьим энергопакетом, а также против применения ЕС энергетических корректировок при проведении антидемпинговых расследований против российских товаров. "Вероятно, это /подача исков - прим ред/ может быть. Мы работаем над их подготовкой. Посмотрим, как будут развиваться события. Мы готовы к тому, чтобы произвести нотификацию и формально заявить наши требования по третьему энергопакету, по энергокорректировкам", - сказал министр. По данным МЭР, до 2002 года ЕС при проведении антидемпинговых процедур против российских товаров не учитывал, как это требуют правила международной торговли, цены продаж российских производителей на внутреннем рынке. Считая Россию страной с нерыночной экономикой, ЕС определял факт демпинга на основе сравнения российских экспортных цен с ценами продаж на внутреннем рынке в третьих странах. Такой подход наносил серьезный ущерб российским экспортерам и противоречил обязательствами ЕС по соглашению о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС 1994 года. В соответствии с этим соглашением ЕС должен был применять антидемпинговые меры в соответствии с требованиями ГАТТ и учитывать естественные конкурентные преимущества российской экономики, включая доступ к дешевому сырью. Предоставив в 2002 году России статус страны с рыночной экономикой, ЕС, тем не менее, продолжал применять в отношении российских экспортеров несправедливый подход при определении демпинга, применяя так называемые энергетические корректировки. Цены, по которым российские экспортеры закупали газ или электроэнергию, не принимались во внимание при расчете стоимости товара - вместо этого ЕС использовал более высокие цены на энергию в других странах, не обладающих доступом к ресурсам. Такой подход автоматически переводил российские предприятия в категорию нарушителей правил торговли, а вводимые против них антидемпинговые пошлины существенно ограничивали или делали невозможным их экспорт на рынки ЕС. Эта политика осуществляется до сих пор. В период с 1995 по 2012 год ЕС ввел против российских экспортеров 17 антидемпинговых мер, большинство из них было применено с нарушением международных правил. Ущерб для российских производителей удобрений, ферросплавов, труб, других изделий из стали, алюминиевой фольги достигал сотни миллионов долларов в год.

В МЭР добавляют, что несправедливая антидемпинговая практика ЕС была предметом обсуждения на многочисленных экспертных консультациях, на практически всех встречах на высшем уровне, в судах ЕС, однако не привела к изменению позиции нашего основного торгового партнера. "В условиях, когда другие способы урегулирования этой проблемы оказались исчерпанными, обращение к процедурам ВТО является вынужденной, но необходимой мерой для восстановления нормальных условий торговли

Источник: ИТАР_ТАСС