Путин: «БАМ должен быть электрифицирован»

Байкало-Амурская магистраль (БАМ) после реализации третьего этапа расширения Восточного полигона РЖД должен быть электрифицирован, заявил президент РФ Владимир Путин 5 сентября, выступая на пленарном заседании Восточного экономического форума (ВЭФ).

«В этом году мы запустили очередной, третий этап развития этой важнейшей транспортной артерии (Восточного полигона – ред.). Работы ведутся, они развёрнуты. Подчеркну: предстоит не только «расшить» узкие участки магистралей (Транссиба и БАМа – ред.), ввести в строй более трёхсот объектов, включая дублёры Северомуйского, Кузнецовского и Кодарского тоннелей, а также мост через Амур – задача гораздо более масштабная. Так, например, на всём протяжении БАМа предстоит проложить сплошные вторые пути. При этом уже сейчас нужно думать о перспективе. Считаю, что нам нужно сделать БАМ не только полностью двухпутным, но и электрифицировать эту магистраль», – заявил г-н Путин.

О принятии решения отказаться от электрификации сообщалось уже дважды. Летом 2021 года Минэнерго вынесло на правкомиссию вариант, предусматривающий мероприятия по электрификации на третьем этапе расширения Восточного полигона, сообщал «Интерфакс» со ссылкой на источники. Альтернативой был отказ от дорогостоящих мероприятий по строительству генерации и сетей за счёт увеличения мощности тепловозов РЖД. За несколько месяцев до этого замгендиректора РЖД Андрей Макаров сообщал журналистам, что первый вариант оценивается в 700 млрд рублей, расширение без электрификации – в 350 млрд рублей.

В октябре 2021 года замглавы Минэнерго Евгений Грабчак сообщил журналистам, что реализация третьего этапа электрификации БАМа и Транссиба будет основана на использовании тепловозов, а не дополнительных энергомощностей.

«Пока без тяговой нагрузки, на обычной тепловозной нагрузке третий этап, все объёмы», – говорил он, поясняя, что речь идёт об отказе от строительства дополнительной генерации.

Спустя два года, в октябре 2023 года официальный орган Минтранса – газета «Транспорт России» – сообщал, что в Минэнерго сверстали предварительный план по строительству генерации для электрификации третьего этапа расширения БАМа и Транссиба.

«Реализация проекта БАМ–3 с расширением пропускной способности до 210 млн тонн запланирована после 2024 года. В части электрификации для этого, по расчётам министерства, потребуется ещё 1,8 ГВт новой мощности к 2030 году, но с другой стороны, это потребует и пересмотра уже утверждённого в феврале плана, который был нацелен только на второго этап модернизации Восточного полигона. Сейчас вопрос упирается в поиск средств, которые необходимы для того, чтобы подготовить инфраструктуру восточного БАМа для электрификации», отмечало издание.

1 февраля текущего года выступая на заседании комиссии Госсовета по направлению «Энергетика» Евгений Грабчак подчеркнул, что третий этап расширения Восточного полигона будет реализован на тепловозной тяге, поэтому дополнительная электрификация и строительство электроэнергетической инфраструктуры не требуются.

Но в июне в интервью телеканалу «Россия-24» глава «Россетей» Андрей Рюмин заявил, что госхолдинг обсуждает с РЖД энергоснабжение в рамках третьего этапа развития Восточного полигона железных дорог.

«Также с РЖД, скажу аккуратно, мы обсуждаем вопросы третьего этапа (развития энергоснабжения Восточного полигона – ред.)», – сказал он.

Источник: Переток