Бизнес предложил унифицировать цены на газ для промышленности и энергетики

Промышленность предложила кабмину вернуться к единым с энергетиками тарифам на газ – это должно помочь ускорению ВВП и сдерживанию инфляции, считают в «Сообществе потребителей энергии» (СПЭ). Эксперты отмечают, что текущие тарифы учитывали задачи «Газпрома» и социальный эффект, пишет РБК 7 августа.

СПЭ, на участников которого приходится более половины промышленного потребления электроэнергии и природного газа, предложило правительству вернуться к единой тарификации оптовых цен на газ для всех промышленных потребителей, включая предприятия электроэнергетики и ЖКХ. Соответствующее обращение глава ассоциации Валерий Дзюбенко направил вице-премьеру Александру Новаку (документ от 4 июля, его отправку подтвердили в ассоциации).

Дифференцированные темпы индексации тарифов на газ, сложившиеся для разных категорий промышленных потребителей в конце 2023 года, будут ежегодно увеличиваться, отмечает г-н Дзюбенко. Это «приведёт к существенным отличиям формирования затрат на энергоресурсы, а также экономических условий функционирования потребителей газа и наращиванию объёмов перекрёстного субсидирования в газовой сфере», которые, по экспертным оценкам, составляют более 150 млрд рублей в год.

Проанализировав различные сценарии индексации, в СПЭ пришли к выводу, что действующая система ведёт к сдерживанию ежегодных темпов роста ВВП на 0,5–0,7 п.п. относительно прогноза Минэкономразвития и ускорению инфляции. При этом возврат к единой цене, который предполагает замедление для этого в 2025 году плановых темпов индексации тарифов для всей промышленности, кроме ЖКХ и энергетики, напротив, способен ускорить темпы роста ВВП на 0,5–0,7 п.п. в год и оказать сдерживающий эффект на инфляцию.

По данным РБК, г-н Новак поручил Минэкономразвития, Минэнерго и Федеральной антимонопольной службе (ФАС) рассмотреть обращение СПЭ. Наличие поручения подтвердил источник в одном из ответственных министерств.

Правительство в 2023 году решило внепланово индексировать оптовые цены на газ для промышленных потребителей, за исключением сектора электроэнергетики и ЖКХ. Сектор, таким образом, был выведен в отдельную группу, а для всех остальных «промышленников» тарифы с 1 декабря выросли на 10% (опережающими инфляцию темпами). Очередное повышение уже для всех без исключения промышленных потребителей газа состоялось 1 июля 2024 года, когда тарифы на оптовый газ выросли на 11,2%. Согласно прогнозу Минэкономразвития, в 2025 году тарифы для всех потребителей вырастут ещё на 8,2%, а в 2026 и 2027 годах индексация вернётся к исторически принятым значениям, не превышающим инфляцию: на 4% для всей промышленности и на 3% для населения.

В Минэкономразвития объясняли, что такие темпы индексации в 2023–2025 годах необходимы для формирования у производителей газа доходов на покрытие дополнительной налоговой нагрузки в 2024 году, обеспечения надёжности поставок газа всем категориям потребителей, а также для продолжения реализации программ социальной газификации и соединения новых регионов с Единой системой газоснабжения (ЕСГ) в 2024 году.

Первый сценарий СПЭ предполагает сохранение действующей дифференцированной системы и ежегодную индексацию оптовых цен на газ для всех потребителей равными темпами с 1 июля 2024 года и далее. В этом случае расхождение накопленных темпов роста тарифов (из-за внеплановой индексации в декабре 2023 года) для разных групп промышленных потребителей ежегодно будет усиливаться – к концу 2027 года по сравнению с началом 2022 года рост цен составит 63,1% для промышленных потребителей и 48,3% для предприятий электроэнергетики и ЖКХ. В итоге, утверждает ассоциация, такой сценарий ведёт к сдерживанию роста ВВП на 0,5–0,7 п.п. ежегодно относительно макропрогноза и к ускорению годовой инфляции.

Поскольку значительный рост цен на газ «практически невозможно компенсировать за счёт повышения операционной эффективности», это «неизбежно ведёт к трансляции издержек в цены для широкого спектра товаров и услуг», объясняют в СПЭ. При этом в условиях ценовых ограничений (конкурентных или регуляторных) предприятия будут вынуждены корректировать производственные и инвестиционные планы и, вероятно, ускорять повышение энергоэффективности, что приведёт к снижению общих объёмов потребления газа, считают в ассоциации. Кроме того, возможно перераспределение, хоть и незначительное, доли «Газпрома» на рынке в пользу независимых поставщиков, цены которых не регулируются (основными являются «Новатэк» и «Роснефть»). Также в СПЭ указывают на риски, связанные со «значительной частью промышленных предприятий», которые несут социальные обязательства по обеспечению населения теплом, выработанным на заводских ТЭЦ или котельных, но при этом не относятся к предприятиям электроэнергетики и ЖКХ.

Согласно оценкам Института энергетики и финансов (ИЭФ), в целом каждый процентный пункт увеличения тарифов на газ с учётом межотраслевого взаимодействия приводит не менее чем к 0,15 п.п. ускорения цен производителей. Таким образом, повышение тарифов на газ в 2023–2024 годах создало возможность дополнительного «разгона» инфляции более чем на 3 п.п.

Второй сценарий предполагает, что с 1 июля 2025 года тарифы на газ для электроэнергетики и ЖКХ будут проиндексированы сразу до уровня цен остальных промышленных потребителей, то есть на 19,04%, а далее – едиными темпами для всех промышленных групп согласно макропрогнозу. Однако в этом случае накопленные темпы роста оптовых цен в конце 2027 года по сравнению уровнем на 1 января 2022 года составят 63,1% уже для всех «промышленников». Этот сценарий ведёт к сдерживанию роста ВВП на 0,8–1,1 п.п. ежегодно и значительному ускорению инфляции относительно прогнозов Минэкономразвития, утверждают в СПЭ.

Вместе с тем ожидается структурное изменение внутреннего рынка газа – доля независимых поставщиков вырастет, что означает снижение поступлений денежных средств от «Газпрома» в бюджет и, возможно, темпов социальной газификации. В секторе электроэнергетики появятся риски сокращения платежеспособного спроса и снижения платёжной дисциплины участников рынка, а темпы роста оптовых цен на электроэнергию будут существенно выше инфляции, из-за чего «промышленники» будут стремиться к строительству собственной генерации. Стабилизировать цены на газ и обеспечить надёжность поставок газоснабжения способен ввод норматива биржевых продаж газа для реализации промышленным потребителям, исключая при этом население и ЖКХ, для которых целесообразно осуществлять поставку газа по регулируемым договорам (РД), считают в СПЭ.

Согласно третьему – сбалансированному – сценарию предлагается с 1 июля 2025 года проиндексировать оптовые цены на газ для промышленных потребителей только на 6,56% вместо 8,2%, а для электроэнергетики и ЖКХ сохранить плановый темп роста на 8,2%. Это вернёт все промышленные группы к общему тарифу, который с 2026 года планируется вновь индексировать едиными темпами в рамках макропрогноза. В результате накопленный рост оптовых цен для всех «промышленников» в конце 2027 года составит только 48,3% (от начала 2022 года). При этом темпы роста ВВП, уверены в ассоциации, ускорятся на 0,5–0,7 п.п. относительно прогнозов Минэкономразвития за счёт влияния мультипликативных эффектов в промышленных секторах экономики, а целевые показатели годовой инфляции будут достигнуты более быстрыми темпами.

Данный подход обеспечивает устойчивость развития экономики, формирование стабильного объёма бюджетных поступлений от «Газпрома», надёжность поставок газа всем категориям потребителей, а также сохранение намеченных темпов социальной газификации и присоединение новых регионов к ЕСГ в 2024 году, считают в СПЭ. Кроме того, в основных отраслях экономики ожидается интенсификация инвестиционной активности в связи с появлением возможности накопления средств. Вместе с тем, отмечают в ассоциации, в этом сценарии также целесообразно усилить контроль над объёмами биржевой торговли с поэтапным увеличением нормативов, но сохранением регулируемого рынка поставок сектору ЖКХ и населению.

Действующие тарифы на газ «Газпрома», которые второй год подряд индексируются выше инфляции, были установлены неслучайно, напоминает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. Они учитывали падение экспортных доходов компании и те затраты, заложенные в инвестиционную программу, которые государство считает целесообразными, в том числе социальную газификацию.

«По большому счёту, одеяло одно, и это «Газпром», разница лишь в том, как его перетянуть – этого побольше укрыть или другого… Конечно, тарифы нужно устанавливать и индексировать так, чтобы это не перегружало какие-то растущие или социально значимые отрасли экономики. А электроэнергетика и тепловая энергетика – это вообще основы жизнедеятельности всех, и доля газа в себестоимости для них максимальная. Поэтому это вопрос экономической политики государства. Но, на мой взгляд, то, что сейчас установлено, как раз исходило из посыла, где более социальная значимость последствий от данных тарифов. А если хотят что-то среднее, то каждый будет укрыт только наполовину этим одеялом», – считает эксперт.

Источник: РБК