«Ведомости»: «Минэнерго выступило против варианта инвестдоговоров, увеличивающих «перекрёстку»
Минэнерго РФ выступает против инвестиционных договоров в энергетике, обсуждающегося с 2022 года механизма привлечения частных инвестиций в строительство новой генерации, в том числе крупных ГЭС, сообщили «Ведомости» 18 октября со ссылкой на комментарий пресс-службы министерства.
«По итогам обсуждения было принято решение о его нецелесообразности, поскольку такое действие затронет не производителя, а потребителя (электроэнергии – ред.). Это будет фактически новый вид перекрёстного субсидирования», – заявили газете в пресс-службе министерства.
En+ Group предлагает достроить по инвестдоговору Крапивинскую ГЭС на реке Томь в Кузбассе, это можно сделать за счет отмены «нерыночных надбавок к цене мощности», рассказал «Ведомостям» операционный директор En+ Михаил Хардиков.
В цене мощности есть так называемые нерыночные надбавки. Например, это платежи в рамках договоров на поставку мощности (ДПМ; гарантирует ускоренный возврат инвестиций за новые и модернизированные энергообъекты – прим. «Ведомостей»), доплаты для снижения цен на Дальнем Востоке, в Калининградской области и Крыму и др.
«Для крупных потребителей в Сибири, например для расширения Тайшетского алюминиевого завода (входит в UC Rusal, у En+ 56,88% акций), можно сделать инвестиционный договор, по которому дополнительные мощности производства, которые будут там построены, при оплате электроэнергии освободят от этих надбавок», – пояснил газете г-н Хардиков. Согласно условиям инвестдоговора предприятие будет обязано инвестировать в строительство ГЭС сумму, которую сэкономит на оплате надбавок за мощность уже после ввода предприятия (речь про вторую очередь Тайшетского завода – прим. «Ведомостей»).
Инвестдоговор, по мнению Михаила Хардикова, также может оказаться полезен и для строительства других больших ГЭС – например, Нижнебогучанской в Красноярском крае и Тельмамской в Иркутской области (решение по срокам их строительства En+ не принято). Проблема в том, что сектор больших ГЭС «вообще не имеет никаких механизмов финансирования через возврат инвестиций» в отличие от ТЭС, АЭС и ВИЭ (финансируются через ДПМ – прим. «Ведомостей»), заявил г-н Хардиков. При этом финансирование строительства плотины и водохранилища, по мнению топ-менеджера, должно взять на себя государство, «потому что это туризм, водопользование, регулирование стока, речной транспорт».
Представитель «Совета рынка», слова которого приводят «Ведомости», отмечает, что, исходя из того что всю инвестиционную нагрузку строительства нового объекта генерации в энергосистеме берёт на себя конкретный потребитель, логично применить для него «особенности покупки мощности». «В какой части снизить оплату – вопрос, требующий детального обсуждения. Основной принцип справедливости при этом в том, что инвестдоговор не должен создавать дополнительной финансовой нагрузки на остальных участников рынка. Над этим сейчас работают эксперты ассоциации с привлечением самого широкого пула участников оптового энергорынка», – добавил он.
Источник газеты, знакомый с ходом дискуссий, утверждает, что спор шёл, в частности, о целесообразности отмены для инвестора «социальных надбавок» в цене мощности для выравнивания тарифов на Дальнем Востоке, в Калининграде и Крыму.