Кабмин сохранит в ДФО льготы для ряда промпотребителей, но отвяжет цены от предельных тарифов
Правительство России по итогам заседания 18 мая поддержало проект закона, предусматривающий сохранение льгот по оплате электроэнергии для предприятий Дальнего Востока и арктической зоны. Одновременно документ разрешает устанавливать любые цены без привязки к максимальным и минимальным уровням (тарифам), пишут 19 мая «Ведомости» со ссылкой на пресс-службу кабмина.
Законопроект будет внесён в Госдуму в ближайшие дни. Как следует из пояснительной записки, с которой ознакомилась газета, «отпустить» цены можно будет при заключении прямых двусторонних договоров купли-продажи электроэнергии между генераторами и потребителями для объектов, введённых в эксплуатацию после 1 июля 2017 года.
«Законопроект отменяет требования по установлению предельных уровней цен (тарифов), что создаст возможность достижения каких-либо предварительных договорённостей о цене на электрическую энергию (мощность), а также сроке, на который они могут быть установлены», – отмечается в документе. Уточняется, что проект устанавливает особенности правового регулирования «долгосрочных двусторонних договоров, заключаемых на розничных рынках электроэнергии по принципу «бери или плати».
Кроме того, документ «предусматривает механизм снижения тарифов до 2028 года для потребителей, относящихся к сфере добычи драгоценных металлов и камней и реализующих инвестпроекты в Арктической зоне РФ». Также льготные тарифы, субсидируемые за счёт «дальневосточной надбавки» для потребителей ценовых зон ОРЭМ сохранятся для предприятий из утверждённого правительством перечня инвестпроектов в ДФО. В него входит широкий круг проектов – от горнорудных, угольных и транспортных до аграрных (например, свиноводческие комплексы в Хабаровском и Камчатском краях), отмечает издание. Нефтегазовые проекты в арктической зоне, как правило, имеют свою генерацию и не подключены к общей сети, отмечает аналитик Фонда энергетической безопасности Игорь Юшков. Вероятно, поэтому их нет в перечне предприятий, для которых сохранятся льготные тарифы, считает он.
Изменения будут внесены в закон «Об электроэнергетике». Регулирования цен на электричество для физлиц законопроект не касается (для них тарифы по-прежнему устанавливает государство). Законопроект был разработан Минэнерго и согласован с Минэкономразвития и ФАС, следует из материалов правкомиссии.
«Законопроект направлен на выстраивание долгосрочных отношений энергокомпаний и потребителей в условиях санкционного давления, а также недопущение снижения их финансово-экономической устойчивости, стимулирование и активизацию инвестиционного климата и предпринимательской деятельности в регионах Дальневосточного федерального округа и Арктической зоны», – указано в материалах кабмина («Переток»).
С 2017 года в России действует так называемый механизм выравнивания энерготарифов для предприятий на Дальнем Востоке. За счёт спецнадбавки к ценам для оптовых потребителей в ценовых зонах ОРЭМ субсидируется сниженный тариф в пяти субъектах ДФО: в Якутии, на Камчатке, Чукотке, в Магаданской и Сахалинской областях. К 2028 году энерготарифы на Дальнем Востоке должны быть постепенно доведены до экономически обоснованного уровня. Причём в первую очередь (в ближайшие два года) цены на электричество должны вырасти для предприятий ТЭКа, производителей драгоценных металлов и камней. Но из-за сохранения льготного тарифа до 2028 года размер дополнительной нагрузки на оптовый энергорынок в ближайшие годы может не снизиться либо будет снижаться медленнее, чем планировалось. Потребители оптового энергорынка заплатили за выравнивание тарифов на Дальнем Востоке в прошлом году 33 млрд рублей, в 2023 года заплатят ещё около 35,4 млрд, а в целом с 2017 года – около 236 млрд рублей.
В Минэке на запрос не ответили. В пресс-службе Минэнерго заявили, что договоры «бери или плати» обеспечивают «взаимное хеджирование рисков» как производителей электроэнергии за счёт гарантированного объёма выручки, так и потребителей, которые «фиксируют объёмно-ценовые параметры энергоснабжения на протяжении сроков окупаемости крупных инвестпроектов». «Такое решение облегчит привлечение заёмного финансирования и позволит осуществлять эффективное планирование параметров экономической модели таких проектов», – считают в министерстве.
Представитель ФАС уточнил, что документ содержит запрет на учёт недополученных доходов энергетиков по таким свободным договорам в регулируемых тарифах. При этом для компаний, работающих на низком напряжении в сфере добычи драгоценных металлов и камней, «сохранятся меры поддержки в рамках механизма дальневосточной надбавки», добавил он.
Арктическая зона России охватывает девять регионов: четыре относятся к ней полностью, пять – частично. При этом вся эта территория относится к категории технологически изолированных энергорайонов. В арктической зоне реализуются такие знаковые проекты по добыче драгметаллов, как разработка в Якутии крупного золоторудного месторождения Кючус (компания «Селигдар»), на Чукотке – одного из крупнейших в мире золотомедных месторождений (Баимский проект компании Kaz Minerals) и золотосеребряного месторождения Кекура (компания Highland Gold). В арктической зоне расположено Черногорское месторождение «Русской платины» и Южный кластер «Норникеля», в Якутии работает «Алроса» (добывает более 90% алмазов в РФ), напоминает газета.
В Минэнерго и ФАС называют потенциальным интересантом новой схемы привлечения инвестиций в энергоснабжение Баимский проект Kaz Minerals. Подконтрольное госкорпорации «Росатом» ФГУП «Атомфлот» поставит для него четыре плавучих атомных энергоблока мощностью не менее 106 МВт каждый. «Принцип «бери или плати» не ограничен в сроках применения и будет способствовать развитию Баимской рудной зоны с общим объёмом инвестиций более 620 млрд рублей, а также месторождений на территории Якутии с созданием объектов внешней инфраструктуры, что сделает регион более привлекательным для развития бизнеса», – отмечают в Минэнерго.
По словам управляющего директора рейтинговой службы НРА Сергея Гришунина, тариф для Баимского ГОКа в 2020 году запрашивали на уровне 6,45 рубля за 1 кВт•ч. «С тех пор многие элементы оборудования подорожали, поэтому сейчас речь может идти о 7–8 рублях за 1 кВт•ч. Это всё равно меньше, чем при использовании дизельгенераторов, где стоимость может доходить до 11-13 рублей», – добавил он.
Летом 2022 года «Росатом» предлагал создать в Арктике девять горнопромышленных кластеров по добыче золота, серебра, меди, свинца и цинка с оценочными инвестициями в 1,2 трлн рублей. РБК со ссылкой на презентацию госкорпорации писал тогда, что главным условием участия в разработке этих запасов предлагается сделать использование плавучих атомных электростанций, или АСММ.
«Ведомости» направили запросы золотодобытчикам, в «Алросу» и «Росатом». В пресс-службе «Совета рынка» заявили, что дать оценку законопроекту «не представляется возможным», поскольку он им не поступал.
Председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев подчеркнул, что законопроект направлен «на повышение эффективности предпринимательской и инвестиционной деятельности». «Например, в утверждённом правительством перечне инвестпроектов значится строительство ГМК по добыче и переработке руды Озерновского золоторудного месторождения Камчатского края. На Дальнем Востоке и в Арктике немало и других проектов», – добавил он.
Г-н Гришунин считает, что законопроект разработан в первую очередь под золотодобытчиков, «чтобы не спугнуть инвесторов», а «ближайшим претендентом» на пониженный тариф станет месторождение Кекура.
Директор Kept Сергей Роженко отмечает, что действующая сегодня норма по регулированию цен поставки электроэнергии, изначально введённая как инструмент защиты промпотребителей, фактически не позволяет реализовывать проекты в сфере создания генерации вне механизма ДПМ. Выходить из ситуации, по его словам, зачастую приходится за счёт «творческих индивидуальных решений». Например, при строительстве Богучанского электрометаллургического комплекса была разработана модель, где вместо прямого договора окупаемость ГЭС гарантировалась благодаря сниженному объёму обязательств по регулируемому договору (РД; заключается для поставок населению и приравненным к нему категориям – ред.) с 35 до 5% и разделению финансирования 50 на 50 между «Русалом» и «РусГидро». Предоставление «законодательного пространства для манёвра» в изолированных зонах выглядит «вполне правильным и логичным», резюмирует г-н Роженко.
Представитель «Сообщества потребителей энергии» также считает, что избавляться от лишнего регулирования двусторонних договоров правильно. Но менять федеральный закон для решения частных сложностей с выравниванием энергоцен «не вполне оправданно», добавляет он.
Ведомости, Переток