Панина: «ДПМ-3 может стать путём преодоления технологического отставания в энергетике»

России необходимо обновить Энергостратегию, чтобы понять какие типы генерации в складывающемся энергобалансе будут требовать мер поддержки, прежде всего, в рамках преодоления тенденции к технологическому отставанию. Источников финансирования для такой поддержки может быть несколько, в том числе, некая третья волна ДПМ, заявила в ходе конференции газеты «Ведомости» председатель набсовета «Совета производителей энергии» Александра Панина.

«Как преодолеть тенденцию к технологическому отставанию? Такая тенденция есть и она наметилась даже не сейчас, а на рубеже веков, когда весь мир начал активно внедрять ПГУ, а у нас был застой... В 2023 году мы делаем третий, вынужденный, подход к высокотехнологичному оборудованию. Я говорю, прежде всего, о газовых турбинах большой мощности. Нам нельзя его не делать. Газовые турбины дают 17% выработки и 14% по установленной мощности. Это большой объём, который, во-вторых, приносит генераторам основную прибыль», - сообщила г-жа Панина.

По её словам, генераторам жизненно важно иметь такой тип оборудования как ПГУ, но нужно развивать и различные типы низкоуглеродной генерации – ВИЭ, АЭС и ГЭС. Здесь встаёт вопрос о финансировании строительства новых энергомощностей или модернизации существующих.

«Нельзя говорить о том, что мы сможем перейти на современные технологии, когда у нас рост (энергоцен – ред.) будет в пределах инфляции. Это первая проблема, с которой мы столкнёмся. Как с этим справится? Необходимо, как и обещало Минэнерго, обновить Энергостратегию с тем, чтобы понять какие типы генерации в энергобалансе мы поддерживаем. Второй момент – нужно понять какой будет цена на газ при формировании энергобаланса. Чем выше цена на газ, тем более окупаемыми становятся любые низкоуглеродные источники. При формировании Энергостратегии нужно понять возможности нашего промышленного сектора – оборудование для каких типов генерации он может производить и в какие сроки. После того как у нас появится этот базовый документ, что конкретно мы поддерживаем, мы, наверное, начнём обсуждать источники (финансирования – ред.)», - пояснила Александра Панина.

Она отметила, что просматриваются три источника инвестиций.

«Во-первых, это наш родной ДПМ, видимо, ДПМ-3 на обновление мощностей. Понятно, что потребители будут не очень рады. Есть и другие, более правильные источники, например, бюджет. Тот же Китай, который вводил сейчас огромные проекты по ВИЭ 11 лет всё финансировал из бюджета, это были государственные деньги. И третий вариант, который у нас слабо использован – механизмы дополнительных льгот, налоговых, кредитных и пр. Может быть, когда мы начнём обсуждать источники, мы найдём смесь между всеми тремя механизмами. Мы, как генераторы, хотим, конечно, летать на самолётах, а не ездить на паровозах, и надеемся, с помощью нашей промышленности решим эту задачу. Но тут важен ещё и срок. Мы живём надеждой, не обостряем вопрос, но к 2027 году 13 ГВт мощностей пройдут рубеж в 100 тыс. часов наработки и по многим объектам уже сейчас обостряется вопрос сервиса и обслуживания. И тут не просто вопрос к энергетическому машиностроению, но и вопрос сроков, просто потому, что оборудование может не дождаться счастливого 2030 или 2031 года. Но, надеюсь, что мы все сложности преодолеем», – заявила Александра Панина.

Источник: Переток