Потребители опасаются, что система «зелёных» сертификатов не будет признана в ЕС
Система российских «зелёных» сертификатов рискует стать инструментом гринвошинга, а не механизмом стимулирования развития альтернативной генерации, пишет «Деловой Петербург» 21 ноября.
Госдума 17 ноября в первом чтении приняла поправки в федеральный закон «Об электроэнергетике», создающие фундамент для отечественной системы «зелёных» сертификатов. Россия тем самым на практике подтверждает сохраняющуюся приверженность климатической повестке и обязательствам по сокращению углеродного следа. Но эксперты указывают на несовершенство предлагаемой правовой базы, а также высказывают скепсис в отношении эффективности сертификатов как механизма вообще.
Ранее в России использовался международный стандарт сертификатов I-REC, их продавала, например, ТГК-1 и En+ Group. Но из-за британских санкций оператор системы – нидерландская НКО The International REC Standard Foundation – был вынужден остановить деятельность в РФ. При этом стандартов сертификации в мире существует множество, в том числе некоторые страны используют собственные. Отечественную систему Минэнерго РФ начало разрабатывать ещё в 2020 году.
Ключевым понятием, фигурирующим в законопроекте, является атрибут генерации – совокупность сведений о квалифицированном генерирующем объекте и связанных с этими сведениями прав. Именно эти атрибуты будут передавать при помощи сертификатов или двусторонних договоров, заключаемых между потребителем и производителем электричества. По оценке НП «Совет рынка», объём обращения атрибутов генерации в России может составить не менее 400 млрд кВт•ч в год. Совокупный объём электроэнергии, ежегодно вовлекаемой в систему сертификации за рубежом, как указывается в заключении думского комитета по энергетике, превышает 1 трлн кВт•ч.
Ключевая претензия, которую предъявляют к российским «зелёным» сертификатам, заключается в том, что за данный объём чистого электричества энергорынок один раз уже заплатил, говорит генеральный директор «КарбонЛаб» Михаил Юлкин. Большинство возобновляемой генерации в стране строится в рамках договоров о предоставлении мощности (ДПМ), которые гарантируют возврат инвестиций с доходностью.
«Они же поддерживаются через сбор дополнительных денег за установленную мощность – это распределяется на всех потребителей энергии. Получается, все более или менее в равной мере, пропорционально своим объёмам потребления, уже один раз через этот инструмент оплатили мощности. А тот, кто заплатил ещёи за сертификат, таким образом записал это себе, лишив этой возможности остальных, которые тоже платили, но косвенно», – описывает проблему г-н Юлкин.
На этот же момент обращает внимание «Сообщество потребителей энергии» (СПЭ), говорит замдиректора ассоциации Валерий Дзюбенко. СПЭ даже направило председателю комитета Госдумы по энергетике Павлу Завальному письмо с просьбой внести поправки в законопроект.
«При продаже атрибутов генерации не возникает дополнительных расходов на наделение электроэнергии новыми свойствами, поэтому у владельцев указанных объектов генерации формируется дополнительная прибыль, не учтённая в цене мощности инвестиционных договоров, что позволяет им окупить расходы значительно раньше договорного срока, при этом продолжать в полном объёме получать обязательные платежи по ДПМ», – говорится в письме. Таким образом, указывают в ассоциации, возникает двойное субсидирование объектов ВИЭ, что не допускается статьей 19 Директивы Eвропарламента о поощрении использования энергии от возобновляемых источников, выпущенной ещё в 2018 году.
Противоречие с нормами EС может привести к отказу европейских компаний принимать российские сертификаты, а невозможность подтвердить отсутствие углеродного следа товара, в свою очередь, вынудит платить на него дополнительную пошлину при торговле со странами Eвросоюза. Учитывая и без того непростые межгосударственные отношения, которые отражаются на товарообороте, это может стать лишней преградой на пути к западным рынкам.
К тому же отечественная система сертификации отражает разницу в понимании «зелёности» источников энергии у российских и европейских чиновников. В законопроекте атомная энергия считается низкоуглеродной – наравне с полученной на ветряных, гидро- и солнечных станциях. Eврокомиссия в феврале также признала энергию АЭС «зелёной», но технология отнесена к переходным на пути к климатической нейтральности.
С одной стороны, разночтения – это проблема для взаимного признания систем углеродных единиц. С другой стороны, замечает г-н Дзюбенко, российский документ отражает последовательную позицию государства по вопросу. И урегулирование этого нюанса возможно в формате диалога с иностранными партнерами.
Михаил Юлкин ставит под сомнение работоспособность самой по себе концепции «зелёных» сертификатов. По его словам, механизм должен обеспечивать поддержку строительства новых объектов низкоуглеродной генерации. «Но получается, всё свели к тому, чтобы озеленить Scope 2, косвенные энергетические выбросы ведущих отчётность по международным стандартам предприятий. Часть задач, таким образом, ушла. Инструмент получился немного вырожденный, применимый только для того, чтобы компаниям – покупателям «озеленить» свой углеродный след, а компаниям – продавцам это ничего, кроме небольшого дополнительного дохода, не даёт», – полагает Михаил Юлкин.
Деловой Петербург