Учёные СО РАН: «Поглощающей способности лесов РФ не хватит для полной компенсации антропогенной эмиссии»
Формируемая стратегия развития национальной экономики с низким уровнем выбросов парниковых газов подразумевает наиболее полное использование потенциала поглощения углерода лесными экосистемами, но, несмотря на самые большие в мире лесные площади, их поглощающая способность не может сбалансировать антропогенные выбросы. К такому выводу пришли учёные Сибирского федерального университета (Красноярск) и Института экономики и организации промышленного производства СО РАН (Новосибирск) в работе, опубликованной в журнале «Георесурсы».
Россия является четвёртым в мире эмитентом парниковых газов после Китая, США и Индии. Динамика выбросов за последние годы достаточно устойчива и не имеет выраженной тенденции к сокращению. Проектируемые в настоящее время системы трансграничного углеродного регулирования подразумевают взимание основной части платы за выбросы парниковых газов преимущественно с производителей первичных природных ресурсов, что угрожает прежде всего странам с сырьевой структурой экономики, напоминают авторы.
Нормы Парижского климатического соглашения 2015 года подразумевают, что страны вправе самостоятельно определять национальный вклад в борьбу с глобальным потеплением. Для России цель сформулирована следующим образом: к 2030 году необходимо обеспечить сокращение выбросов до 70% от уровня 1990 года. «Известно, что данная цель была фактически достигнута ещё к концу 1990-х годов по причине ликвидации множества советских промышленных предприятий, особенно относившихся к военно-промышленному комплексу и прочим отраслям экономики, которые не смогли сохранить конкурентоспобность в новых рыночных условиях. Помимо сокращения антропогенных выбросов парниковых газов важное значение приобретают меры по наращиванию поглощающей способности парниковых газов наземными экосистемами (прежде всего, лесами)», – отмечают исследователи.
«На первый взгляд, создаётся впечатление, что Россия, обладающая пятой частью мировых лесов по площади, имеет все шансы практически компенсировать любые промышленные выбросы парниковых газов за счёт огромной углерод-поглощающей способности своих лесов. В действительности это утверждение лишь отчасти соответствует действительности», – говорится в статье.
«В целом на настоящий момент сектор ЗИЗЛХ (землепользование, изменение землепользования и лесное хозяйство – ред.) обеспечивает около 25% условной компенсации антропогенной эмиссии парниковых газов в России, играя, таким образом, действительно значимую роль в национальном углеродном балансе. Однако, говорить о полной условной компенсации антропогенных выбросов парниковых газов за счёт поглощения углерода лесными экосистемами в настоящий момент не приходится», – поясняют ученые.
«Кроме того, даже если бы российские леса могли предоставить такую возможность, это бы не отразилось на экономическом обременении предприятий новыми климатическим платежами. Экономические механизмы, разрабатываемые в рамках Парижского соглашения, не подразумевают возможности зачёта естественного поглощения углерода в качестве компенсации антропогенных выбросов. В таких целях можно применять только целенаправленные антропогенные изменения в потоках парниковых газов: например, появление лесов в тех местах, где их прежде не было; создание технических резервуаров накопления углерода и пр.», – добавляют они.
Также, согласно исследованию, для богатых бореальными лесами регионов Сибири наблюдается существенная диспропорция между количественными и качественными характеристиками лесных ресурсов и поглощающей способностью, которая объясняется неэффективным режимом лесохозяйствования на территории и высокой интенсивностью лесных нарушений. «С учётом того, что выстраивание результативной системы борьбы с лесными пожарами и насекомыми-вредителями требует очень объёмных и дорогостоящих мероприятий, эффективность которых оценить затруднительно, помимо использования потенциала наращивания поглощения углерода в традиционных лесных регионах при реализации лесоклиматических проектов следует обратить внимание и на малолесные районы», – полагают авторы.