Программа развития водородной энергетики оценена Минэнерго в $26 млрд, в т.ч. $9 млрд из бюджета
Согласно новой программе развития низкоуглеродной водородной энергетики, подготовленной Минэнерго, в базовом сценарии РФ будет экспортировать ежегодно до 3 млн тонн этого продукта к 2030 году и до 12 млн тонн к 2050 году. Инвестиции в программу в министерстве оценили в $26 млрд. Из них около $9 млрд могут составить средства господдержки для создания логистической инфраструктуры, передал «Коммерсант» 24 декабря. Без таких мер даже по в целом оптимистичным оценкам чиновников проекты будут убыточными, а эксперты говорят о коротких сроках и высоких рисках их срыва.
Издание познакомилось с подготовленной Минэнерго программой развития низкоуглеродной водородной энергетики в РФ до 2030 года с перспективой до 2050 года (датирована 10 декабря). В документе описываются четыре сценария развития производства и экспорта как «голубого» водорода, который выпускается методом парового риформинга метана с утилизацией CO2, так и «зелёного», который производится из воды методом электролиза при помощи ВИЭ.
За базу Минэнерго взяло сценарий «Развитие экспорта водорода», в рамках которого РФ будет поставлять за рубеж 2,75-2,9 млн тонн водорода в год к 2030 году и 11,3-11,9 млн тонн к 2050 году. Сценарий «ускоренного развития экспорта» предполагает рост поставок до 6,4 млн тонн к 2030 году и до 30 млн тонн к 2050 году. Те же параметры предусмотрены и в «сценарии Минэнерго», и в «интенсивном развитии внутреннего рынка водорода». Но первый предполагает рост внутреннего потребления низкоуглеродного водорода до 200 тыс. тонн в год к 2030 и до 4 млн тонн к 2050 году, притом что в 2030–2050 годах ещё 0,5-2 млн тонн будут производиться для водородного транспорта и 1-4 млн тонн – для заправок. По второму – производство составит 0,6-1,2 млн тонн для внутреннего потребления, 1,5-5,25 млн тонн – для транспорта и 3-10,5 млн тонн – для заправок.
При росте потребления водорода внутри страны, по прогнозам Минэнерго, доля ВИЭ в энергобалансе к 2050 году вырастет до 32%. Согласно этим планам, суммарный ввод ВИЭ к 2050 году составит 97 ГВт. Это в целом совпадает с ожиданиями по новым вводам, говорит Владимир Скляр из «ВТБ Капитала». Но такой объём новых ВИЭ-мощностей выглядит амбициозно, замечает он, и вряд ли может быть покрыт сегодняшними программами ДПМ ВИЭ (поддержка строительства с оптового энергорынка).
Минэнерго выделяет десять наиболее конкурентоспособных экспортных «пилотов». Но без господдержки только проекты на Ямале, Сахалине и в Якутии имеют положительный IRR, при этом NPV у всех будет отрицательным. Для достижения ими маржинальности Минэнерго предлагает, например, субсидировать создание логистической инфраструктуры – наливных терминалов, конверсионных установок, транспортных мощностей. На это нужно $8,6 млрд, вложения, по оценке Минэнерго, окупятся за 30 лет при норме прибыли логистического оператора, в том числе государственного, в 16–23%.
Кроме того, Минэнерго предлагает изменить тарификацию на электроэнергию для пилотных проектов, также возможно введение нулевой пошлины на экспорт, хотя министерство отмечает, что возможность введения этой меры ограниченна. В Минэнерго сообщили, что документ «находится на стадии проработки».
Отнесение проектов на 2,3 млн тонн к числу обладающих положительной экспортной маржой можно считать обоснованным в той мере, в какой адекватны предпосылки (стоимость ресурсов, технологий, логистики, параметры конкурентного окружения и т. д.), говорит глава направления по водороду и энергоэффективности Центра энергетики МШУ «Сколково» Юрий Мельников.
В документе упоминаются риски, которые могут повлиять на итоговый результат, например возможность Китая обеспечить себя водородом без импорта, перспективы падения цен из-за ввода масштабных проектов в Саудовской Аравии и другие.
«К не менее значимым рискам я бы отнёс отставание от запланированных сроков ввода российских экспортных мощностей, – говорит г-н Мельников. – Ведь для каждого экспортного водородного проекта будет необходим доступный объём природного газа, мощностей CCUS, ВИЭ. Одновременно нужно ввести экспортную инфраструктуру, сертифицировать вырабатываемый водород, заключить контракты на поставку водорода и твердые соглашения о льготах». Осталось всего четыре года, подчёркивает эксперт, и хотелось бы понимать, что произойдет в случае опоздания и одновременного снижения равновесной цены на водород на глобальном рынке.