Ковальчук: «Рост цен в Европе на электроэнергию составил 1 000%, в России – 4%»

Цены на электроэнергию в Европе практически в десять раз превышают российские, а несмотря на заявления об энергопереходе, например, в Германии доля угольной генерации в выработке вдвое больше, чем в России, сообщил гендиректор «Интер РАО» Борис Ковальчук 6 октября на совещании по вопросам развития энергетики под руководством президента РФ Владимира Путина. Глава государства в ответ выразил надежду на выстраивание с ЕС диалога, учитывающего интересы всех сторон.

За восемь месяцев 2021 года одноставочная цена на российском оптовом энергорынке выросла на 3,7% при инфляции порядка 6%, напомнил Борис Ковальчук.

«Мы взяли рынки Англии, Германии, Франции, Финляндии и стран Балтики, где мы работаем. За первые восемь месяцев 2021 года по отношению к аналогичному периоду 2020 года цены выросли в два раза. После этого в сентябре они от этих двух раз ещё выросли в два раза. И сейчас у меня данные торгов, которые проводятся на завтрашний день – ещё в 2-2,5 раза. То есть общий рост цен в Европе на сегодняшнюю дату на электроэнергию составил практически 1 000%; в России 4%, там – 1 000. Общая цена электроэнергии в переводе на евро составляет порядка 20 евро за МВт*ч в России. Если можно, я назову цены, которые на завтра будут в Европе. Литва – 256 евро, Латвия – 347 евро, Германия – 302,5, Франция – 298,3, Великобритания – 320 евро. То есть мы видим то, что зарубежные рынки практически в десять раз имеют более высокое ценообразование, чем рынок Российской Федерации», – сообщил глава «Интер РАО».

Он также привёл примеры решений, принимаемых регуляторами европейских стран в условиях ценового кризиса. Так, в Италии с 1 октября принято решение о росте цен для населения на электроэнергию на 29,8%, на газ – на 14,4%. В Испании принят специальный срочный закон, который ограничивает индексацию тарифов на квартал на 4,4%. В РФ ежегодный рост тарифов составляет 4-5%, «и то с этим борются», отметил г-н Ковальчук.

«Теперь в части трансуглеродного регулирования. Полностью поддерживаем то, что Вы говорите о плавности этих подходов. Такие забавные вещи: Германия – одна из стран, которые инициируют борьбу с СО2. А что по факту происходит? Цена в Германии в десять раз выше, а выработка на угле в Германии по итогам этого года составляет 27% от энергобаланса, в России это 13%. Поэтому странно бороться за углеродную нейтральность, при этом иметь такую цену, иметь ограничения электроэнергии и иметь долю угля в два раза выше, чем в Российской Федерации. Например, на завтрашние торги на немецкой энергетической бирже из всего объёма возобновляемых источников энергии (в основном ветер в Германии на 60 ГВт) будет выставлено лишь 3%, то есть по сути четверть энергосистемы Германии не работает в этот момент», – рассказал Борис Ковальчук.

«Вы задали правильный вопрос, как можно бороться за углеродную нейтральность, если энергобаланс в Европе, в данном случае в Федеративной Республике (Германия – ред.), в части угольной генерации в два раза больше, чем в России. Можно, оказывается. Можно, и они это делают, и стараются делать, я имею ввиду европейцев в целом, за чужой счёт. В данном случае, пытаются делать это за наш счёт, за счёт Российской Федерации. Но, надеюсь, что соответствующий диалог мы выстроим, имея ввиду интересы всех сторон на мировом энергетическом рынке», – ответил Владимир Путин.


Источник: Переток