МЭР предложило депозитарий, механизм верификации и налоговые льготы при торговле углеродными единицами

Минэкономразвития РФ (МЭР) подготовило пакет документов для запуска в РФ рынка углеродных единиц: проект постановления правительства о назначении Национального расчётного депозитария оператором реестра углеродных единиц, законопроект о введении процедуры верификации результатов климатических проектов и поправки к Налоговому кодексу об освобождении от налогов оборота углеродных единиц и расходов компаний на климатические проекты. Запуск нового регулирования запланирован на 2023 год, пока прототип углеродного рынка в рамках «пилота» обкатывается на Сахалине. Эксперты приветствуют льготы и детализацию регулирования, но отмечают, что до полноты ему далеко, написал «Коммерсант» 8 сентября.

В проекте постановления правительства МЭР предлагает назначить оператором реестра углеродных единиц АО «Национальный расчетный депозитарий» (НРД) – выбор ведомство объясняет опытом НРД в операциях с финансовыми активами, «аналогичных операциям, которые должны совершаться в реестре» и его готовностью «создать и вести реестр углеродных единиц за счёт собственных средств и ресурсов».

Напомним, углеродные единицы – это инструмент закона о сокращении выбросов парниковых газов, они выпускаются при сокращении компаниями выбросов ниже выделенных им квот и могут быть проданы или переданы компаниям, выбросы которых превышают квоты, и «зачтены» им при оценке их негативного воздействия на окружающую среду. При принятии закона бизнес критиковал отсутствие механизмов проверки достоверности углеродной отчётности компаний, а также экономических стимулов для реализации климатических проектов, теперь наработки МЭР эти пробелы закрывают.

Так, для контроля валидности единиц сокращений выбросов, предлагаемых компаниями, министерство предлагает внести в закон норму о верификации данных о них в отчётах о выбросах парниковых газов или о результатах климатических проектов. Поправки требуют: «для выпуска в обращение углеродных единиц отчёт о реализации климатического проекта подлежит верификации». Проводить её предлагается неаффилированным с авторами отчётов юрлицам, аккредитованным в национальной системе аккредитации.

Для создания «благоприятных налоговых условий» для климатических проектов и участников оборота углеродных единиц МЭР подготовило поправки и к Налоговому кодексу. Их цель – освободить от НДС работы и услуги, необходимые для создания и обслуживания основных средств при реализации климатических проектов, передачу самих углеродных единиц, а также разрешить вычет входного НДС по расходам на реализацию климатического проекта, верификацию его результатов и участие в обращении углеродных единиц. Доходы от обращения единиц предлагается освободить и от НДФЛ, а в налоговой базе по налогу на прибыль разрешить учитывать все расходы, возникающие в процессе реализации климатических проектов, и не включать в неё доходы от выпуска и зачёта углеродных единиц и прибыль от их продажи. При этом сохранится право учитывать убытки от таких операций, а также расходы на приобретение углеродных единиц при их дальнейшем зачёте. Аналогичные нормы предлагается распространить на единый сельскохозяйственный налог и упрощённую систему налогообложения.

«В контексте принятого недавно закона об ограничении выбросов парниковых газов поправки в Налоговый кодекс представляются последовательным шагом, соответствующим общему политическому курсу на декарбонизацию. РФ обладает высоким потенциалом реализации климатических проектов, и в условиях, когда эффективность климатических проектов по снижению налоговой нагрузки в рамках СВАМ ограниченна, меры налогового стимулирования могут стать драйвером реализации инициатив бизнеса по сокращению выбросов парниковых газов», – говорит директор группы операционных рисков и устойчивого развития КПМГ в России и СНГ Владимир Лукин.

Налоговые меры «должны существенно облегчить и реализацию таких проектов, и торговлю полученными единицами», соглашается директор, руководитель отдела услуг в области устойчивого развития EY в России Сергей Дайман. «Но пока ещё предстоит создать признаваемые критерии климатических проектов, рыночные инструменты для монетизации, механизмы торговли углеродными единицами – пока это красивый кусок несобранного пазла», – отмечает он. Напомним, сейчас эксперимент по торговле квотами на выбросы реализуется лишь на Сахалине – критики отмечали, что в основном он касается перевода энергетики острова на газ и в отсутствие низкоуглеродной стратегии содержит мало по-настоящему «зелёных» проектов.

Коммерсант