Минпромторг поддержал предложение потребителей ввести очищенные от перекрёстки энерготарифы для экспортёров

Минпромторг предлагает снизить стоимость электроэнергии для так называемых квалифицированных энергоёмких потребителей (КЭП), сообщил «Ведомостям» человек, близкий к обсуждению этого вопроса, и подтвердил представитель министерства. Материал об этом газета опубликовала 27 августа.

В законодательстве России понятие «КЭП» сегодня не закреплено. Но оно есть в странах Евросоюза. Для этой категории в ЕС обеспечивается снижение энергоцен за счёт частичного или полного освобождения от надбавок и сборов, а также единый (сниженный) тариф на передачу электроэнергии «вне зависимости от уровня напряжения и места техприсоединения», отмечает представитель Минпромторга. Он со ссылкой на данные KPMG указывает, что в ЕС и Великобритании 16–24% потребления энергии приходится на КЭП. «Подобная практика может быть применена и для российских энергоёмких производств», – заявил собеседник издания.

Замминистра промышленности Алексей Учёнов ещё в июне направил в Совет Федерации и аппарат правительства предложение внедрить в России институт КЭП (письмо есть у редакции). В нём со ссылкой на данные «Сообщества потребителей энергии» говорится, что в 2020 году объём перекрёстного субсидирования в России достиг 1,09 трлн рублей, включая 615 млрд рублей надбавок к цене энергии на оптовом рынке («инвестсоставляющая») и 473 млрд рублей за счёт перераспределения между группами потребителей расходов на электросети.

Г-н Учёнов отмечает, что до 2015 года перекрёстное субсидирование в основном было обусловлено социальной поддержкой населения, за которое доплачивают промышленные потребители. Но после 2015 года увеличение доли инвестнадбавок в объёме перекрёстки, по его мнению, привело «к разбалансировке общей модели управления» энергорынком. Для поддержки промышленности чиновник предлагает ввести особую категорию потребителей – КЭП, а также оказать «прямую тарифную поддержку» энергоёмким экспортёрам. Кроме того, он настаивает на дифференциации тарифа на электроэнергию для КЭП «в зависимости от эластичности потребления электроэнергии и конъюнктуры товарных рынков».

С предложением ввести в России институт КЭП в феврале в правительство обращался также директор «Сообщества потребителей энергии» Василий Киселёв, знает источник на энергетическом рынке. Оно «почти слово в слово» повторяло предложения Минпрома, утверждает собеседник «Ведомостей».

Сегодня оптовый энергорынок перегружен различными надбавками к цене мощности (для строительства новых ВИЭ, АЭС, мусоросжигательных электростанций, выравнивания тарифов в ДФО и Калининграде и др.). По оценкам Vygon Consulting, до 2025 года доля инвестнадбавок в конечной цене электроэнергии составит 27% для первой ценовой зоны (Центральная Россия и Урал) и 13% – для второй (Сибирь). Из них около 700 млрд рублей придётся на стимулирование проектов модернизации и технологического развития энергосистемы, порядка 300 млрд – на субсидирование отдельных регионов и населения.

Энергоёмкие предприятия сосредоточены в химической промышленности, чёрной и цветной металлургии (включая горнодобывающую отрасль), а также в ТЭК. Именно они должны стать основными выгодоприобретателями, если предложения Минпрома найдут поддержку. В первую очередь выгоду смогут извлечь металлурги, считает эксперт группы корпоративных рейтингов АКРА Денис Красновский. «Поддержка экспортоориентированных производств с большой долей вероятности сможет повысить их конкурентоспособность на глобальном рынке», – говорит он.

Наиболее энергоёмким в металлургии является выпуск алюминия, где электроэнергия составляет до трети в себестоимости продукции. При этом у UC Rusal – основного в РФ производителя алюминия – на экспорт приходится порядка 80% от объёмов производства, которые в 2020 году составили около 3,8 млн т.

В «Сообществе потребителей энергии» ожидаемо поддержали предложения Минпрома. «Крупные энергоёмкие потребители являются базовой нагрузкой для энергосистемы – относительно постоянной и предсказуемой. И издержки на их энергоснабжение существенно меньше, чем у большинства других потребителей. Именно это позволяет за рубежом выделять и энергоснабжать такие предприятия через особые договоры с выгодой для них, энергосистемы и экономики в целом. Не видим причин, почему этого нельзя сделать и в России», – заявил «Ведомостям» заместитель директора партнёрства Валерий Дзюбенко.

Представитель «Совета рынка» говорит, что идея снижения перекрёстки за счет создания ещё одной особой группы потребителей «представляется не слишком конструктивной». «Если не бороться с причинами перекрёстки, повышая тарифы для субсидируемых потребителей, это может привести к перераспределению таких платежей на остальных», – сказал он.

Представитель Минэнерго сообщил, что предложения Минпрома не обсуждались с федеральными органами власти. Он подчеркнул, что значительная часть перекрёстного субсидирования формируется по решению правительства для развития промышленности, а не электроэнергетики. Это, по его словам, поддержка развития ВИЭ, производства газовых турбин, строительство заводов по утилизации ТБО. Представитель Минэнерго также подчеркнул, что создание специальной группы потребителей приведёт лишь к росту перекрёстки, перекладыванию затрат на малый и средний бизнес либо компенсации за счёт бюджетов. Против идеи и представитель «Совета производителей энергии»: «Предложенные меры не являются системными, не обоснованны и не направлены на сокращение перекрёстного субсидирования».

Представитель ФАС сообщил, что для принятия решения о внедрении в нормативную базу определения КЭП и их финансовой поддержке необходим всесторонний анализ. Представитель Минфина переадресовал вопросы «Ведомостей» в Минпромторг, в Минэке не ответили.

«КЭП – это инструмент обеспечения конкурентоспособности, декарбонизации и технологического развития. Но именно инструмент, а не цель. В комплексе с созданием национального рынка торговли углеродными единицами это было бы правильно для балансирования нагрузки на экспортёров», – считает заместитель директора KPMG в России и СНГ Сергей Роженко. Он напоминает, что как раз чёрная металлургия, алюминиевая и химическая промышленность рискуют попасть под трансграничное углеродное регулирование ЕС. Критерии отнесения к КЭП отработаны: электроёмкость 2–6 кВт*ч на $1 продукции, доля затрат на энергию в валовой добавленной стоимости более 3–20%, высокая интенсивность международной торговли, пояснил г-н Роженко.

При выборе КЭП в Европе и Великобритании учитываются также климатические обязательства предприятий (снижение выбросов СО2 и внедрение новейших технологий) и их социальная значимость, следует из сентябрьской презентации KPMG. Слово «квалифицированный» предполагает ряд встречных обязательств предприятий, подтверждает Сергей Роженко. Руководитель направления энергетики Центра энергетики МШУ «Сколково» Алексей Хохлов отмечает, что доля населения в потреблении электроэнергии в РФ растёт: по данным Росстата, с 2008 по 2020 год она выросла с 11,5 до 15%. Поэтому проблема перекрёстки будет только усугубляться. Выходов из ситуации, по его словам, три: более равномерно распределить эту нагрузку между существующими потребителями (исключая физлиц), ускоренными темпами наращивать цены для населения либо возложить часть или всю нагрузку на плечи государства.

Ведомости