МЭР базово предлагает сокращать эмиссию CO2 в энергетике и ЖКХ, учёт выбросов сделать добровольным

Минэкономики решило не включать обязательную плату за выбросы СО2 в базовый сценарий стратегии низкоуглеродного развития РФ до 2050 года. По мнению министерства, стране удастся добиться снижения нетто-эмиссии парниковых газов на 25% от уровня 2019 года в основном за счёт их поглощения лесами и болотами. Сокращение выбросов произойдёт только в электроэнергетике и ЖКХ, передал «Коммерсант» 25 августа.

Издание ознакомилось с проектом стратегии низкоуглеродного развития РФ до 2050 года, разработанным Минэкономики. Согласно документу от 23 августа, в базовом сценарии объём выбросов парниковых газов в РФ не только не уменьшится, но даже немного вырастет и достигнет 2,29 млрд тонн СО2 к 2050 году. Однако, по расчётам Минэкономики, с учётом поглощения за счёт лесов и болот произойдёт снижение «чистой эмиссии» на 25% – с 1,58 млрд тонн СО2 в 2019 году до 1,19 млрд тонн в 2050 году. И даже такой показатель, следует из документа, позволит выполнить указ президента Владимира Путина от 21 апреля о «сокращении накопленного с 2021 по 2050 год объёма чистой эмиссии парниковых газов в РФ до более низких значений по сравнению с показателями ЕС».

Выбросы будут расти практически во всех отраслях, включая металлургию, транспорт и сельское хозяйство. Снижение произойдёт только в электроэнергетике (с 936 млн тонн до 629 млн тонн) и в ЖКХ (с 204 млн тонн до 169 млн тонн). Потребление электроэнергии в РФ к 2050 году достигнет 1,48 трлн кВт*ч, что на 38% больше показателя 2019 года. Рост будет связан «с электрификацией транспорта и других отраслей экономики». Доля ТЭС в выработке снизится до 53% (в 2019 году – 62,3%), доля выработки АЭС увеличится с нынешних 20% до 24%, а доля ГЭС останется на уровне 17%. Минэкономики также хочет построить новые энергомощности «на основе безуглеродной генерации».


Базовый сценарий не предусматривает обязательной платы за выбросы по аналогии с ЕС. Система учёта будет добровольной: «Предполагается появление рынка обращения и стоимости углеродных единиц, выпускаемых по результатам реализации добровольных климатических проектов». Квотирование выбросов будет введено только в нескольких пилотных регионах. По сути, Минэкономики рассчитывает снизить выбросы только за счёт «реализации климатических проектов в лесах и применения уточнённой методики поглощающей способности».

Речь идёт о высадке лесов, сокращении пожаров и обводнении осушенных болот, что позволит поглотить 1,1 млрд тонн СО2. Затраты на реализацию базового сценария – 1,5% от ВВП.

Минэкономики предусмотрело и более амбициозные сценарии – «интенсивный» и «агрессивный», ни один из которых не предусматривает углеродной нейтральности.

Так, в интенсивном сценарии объём эмиссии снизится лишь на 17%, до 1,76 млрд тонн СО2, однако с учётом поглощения экосистемами «чистая эмиссия» составит 263 млн тонн. Для реализации этого сценария Минэкономики предлагает ввести обязательную плату за выбросы «в наиболее углеродоёмких секторах экономики». Придётся также запустить «программы поддержки ВИЭ, улавливания и захоронения углекислого газа». Выработку АЭС, ГЭС и ВИЭ к 2050 году предлагается увеличить до 73%, построив 280 ГВт новых мощностей: солнечные (45%) и ветровые (26%) электростанции, а также атомные блоки (20%). Интенсивный сценарий возможен лишь «при увеличении инвестиционной активности российских компаний, росте иностранных инвестиций и отсутствии международных ограничений для реализации российскими и зарубежными компаниями климатических проектов на территории РФ», говорится в документе. Объём инвестиций – 4% от ВВП.

В Минэкономики сообщили, что при подготовке стратегии учитывали «глобальные вызовы, связанные с изменением климата, глобальным энергопереходом» и появлением транснациональных систем углеродного регулирования. После завершения согласительных процедур проект стратегии будет внесён в правительство.

Другие страны и регионы, принимающие на себя обязательства по достижению нулевых нетто-выбросов к 2050 году, делают акцент на сокращении выбросов, а не наращивании их поглощения, отмечает Юрий Мельников из Центра энергетики МШУ «Сколково». При этом цель достижения более низких по сравнению с ЕС значений накопленной до 2050 года чистой эмиссии будет достижима даже в базовом сценарии.

«ЕС сейчас эмитирует вдвое больше парниковых газов, чем Россия (4,1 млрд тонн против 2,1 млрд тонн), и, даже если ЕС достигнет климатической нейтральности к 2050 году, отыграть этот разрыв будет трудно. В то же время нельзя сказать, что ЕС при формулировании своих климатических целей использует данные о выбросах в РФ так, как это сделано в обсуждаемом проекте стратегии», – подчёркивает Юрий Мельников.

Однако по мнению Сергея Ежова из Vygon Consulting, поглощение в землепользовании и лесном хозяйстве – важный вопрос. «Только при наличии серьёзной доказательной базы и работающей системы мониторинга можно будет претендовать на признание российских проектов в этой сфере», – говорит он. По его мнению, Россия не готова к запуску собственной системы торговли квотами, копирующей европейскую систему.

Коммерсант