Сечин предложил Путину добиваться признания в ЕС российских квот на выбросы CO2
Глава «Роснефти» Игорь Сечин предлагает Владимиру Путину добиться от ЕС признания обращающихся в РФ квот на выбросы СО2, чтобы снизить негативные эффекты от вводимого в Европе углеродного налога, передал «Коммерсант» 23 августа. При этом «Роснефть» видит большой потенциал проектов по декарбонизации, в том числе закачки СО2 в пласт. Для них компания просит налоговые стимулы и дешёвое финансирование.
Газета ознакомилась с письмом главы «Роснефти», ответственного секретаря президентской комиссии по ТЭКу Игоря Сечина Владимиру Путину от 30 июня, в котором топ-менеджер предлагает «проработать вопросы признания углеродных единиц, обращающихся в РФ, на территории других государств».
Речь идёт о внедрении в РФ добровольной системы учёта выбросов, чтобы российские экспортёры, которые столкнутся с трансграничным углеродным регулированием ЕС (ТУР), могли учитывать при уплате этого налога. Сейчас ТУР не предполагает возможности зачётов. ЕС собирается ввести налог с 2026 года: его размер будет зависеть от выбросов СО2 при производстве ввозимого товара и цены на СО2 в ЕС. Поначалу налог коснётся металлов, удобрений, электроэнергии и цемента, но в будущем может затронуть и нефтепродукты, крупнейшим экспортёром которых из РФ выступает «Роснефть».
ТУР ЕС и вероятность принятия аналогичных инициатив в США и других странах могут нанести экономике «несравнимо больший ущерб, чем введённые против РФ и российских компаний незаконные ограничения», пишет Игорь Сечин. Он предлагает президенту «проработать возможность включения РФ в перечень стран, к товарам произведённым на территории которых ТУР не применяется в силу высокого потенциала экосистем по поглощению парниковых газов».
Для этого г-н Сечин считает необходимым добиться учёта поглощающей способности лесов в РФ на международном уровне и обеспечить «методологическую и регуляторную поддержку» проектам по поглощению углерода. Как говорится в письме, значительный компенсационный потенциал (1,7 трлн тонн CO2) есть у проектов по захоронению углерода в пластах, что может быть востребовано и зарубежными компаниями «в рамках свопов и международной торговли квотами».
В то же время технологии улавливания, транспортировки и хранения, считает Игорь Сечин, требуют технологического прорыва. Он предлагает обеспечить для климатических проектов в РФ финансирование, сопоставимое с «низкозатратным» международным, и просит президента «принять дополнительные меры» для снятия в отношении таких проектов действующих против «Роснефти» санкций ЕС.
Топ-менеджер признает, что регуляторная база по компенсации выбросов должна носить добровольный характер и содержать налоговые стимулы: освобождение от выплат, ускоренную амортизацию, льготу по налогу на имущество. «Зелёные» кредиты должны включать субсидии на выплату процентов, компенсацию расходов на верификацию, снижение налога на процентный доход, а также дополнительные понижающие коэффициенты по учёту «зелёного» финансирования в кредитных лимитах банков.
В «Роснефти» не предоставили комментарий. Владимир Путин поручил вице-премьеру Александру Новаку, главам Минэкономики Максиму Решетникову и Минпромторга Денису Мантурову «доложить по сути изложенных предложений».
В Минэкономики изданию заявили, что завершают создание системы «зелёного» финансирования, которую планируется «поддерживать первые три года». Документы о критериях «зелёных» проектов и порядке их верификации внесены в правительство, отметили в Минэкономики, бизнес сможет привлечь «дешёвые» деньги из-за рубежа на модернизацию и технологии снижения углеродного следа: «Уже предложено субсидирование купонного дохода по «зелёным» облигациям и субсидирование верификации проектов до 1 млн рублей на проект». В Минпромторге отказались от комментариев, в секретариате господина Новака газете не ответили.
Как отмечает Владимир Скляр из «ВТБ Капитала», зелёный переход базируется на «капитально интенсивных проектах», где цена критически завязана на стоимость капитала, поэтому в условиях околонулевых ставок крупнейших центробанков за последние 12–18 месяцев декарбонизация сильно ускорилась. Для России в этих условиях наиболее критичными выглядят расширение программы поддержки ВИЭ, механизмы субсидирования ставок займов для «зелёных» проектов, а также другие способы их удешевления – отказ от барьеров для иностранного оборудования, либерализация доступа иностранных инвесторов к проектам декарбонизации в стране, поддержка распределённых ВИЭ-проектов, в том числе на стороне потребителей.