ФАС уменьшила прибыль «Росатома» при расчёте тарифа на утилизацию опасных отходов
ФАС не учла всех пожеланий «Росатома» при расчёте предельного пятилетнего тарифа на вывоз и переработку токсичных отходов – служба предлагает установить гарантированную прибыль госкорпорации на уровне 5%, хотя «Росатом» рассчитывал на 10%, передал «Коммерсант» 19 августа. При этом тариф покроет все затраты на доставку и переработку отходов, ремонт и строительство новых объектов, а регулятор сможет увеличить тариф, если «Росатом» соберёт меньше отходов, чем планировал, отмечает газета.
Гарантированная годовая прибыль «Росатома» от вывоза и переработки токсичных отходов составит лишь 5%, следует из проекта постановления правительства, опубликованного ФАС на regulation.gov.ru. Проект определяет правила образования предельного тарифа единого оператора по обращению с токсичными отходами самых высоких классов опасности – первого и второго.
«Росатом» начнёт выполнять функции оператора с 2022 года. Пока эта деятельность не регулируется, и отходы вывозят частные компании по договорной цене. Максимальный тариф будет рассчитываться на пять лет до конца 2026 года и будет ежегодно индексироваться на уровень инфляции. «Росатом» должен направить свои ценовые предложения до 1 декабря текущего года.
«Росатом» направлял свои предложения по расчёту тарифа летом 2020 года. Тогда первый заместитель гендиректора госкорпорации Кирилл Комаров писал письмо в ФАС с просьбой установить расчётную предпринимательскую прибыль на уровне 10%. В ФАС пояснили, что «в целом выступают за оптимизацию затрат в тарифах и введение общих правил регулирования тарифов во всех сферах регулируемой деятельности (предпринимательская прибыль в тарифе в других сферах составляет 5%)».
При этом остальные пожелания «Росатома» в основном учтены. Так, в тариф будут включены все капитальные расходы госкорпорации на объекты по переработке отходов. «Росатом» оценивал свои затраты только на строительство семи перерабатывающих комплексов и систему учёта в 36 млрд рублей. Кроме того, в тариф будут включены расходы «Росатома» на услуги операторов-подрядчиков, которые будут транспортировать и утилизировать отходы. Тариф будет гибким, а также будет учитывать недополученные доходы, если «Росатом» вывез меньше отходов, чем планировал. Плановый необходимый объём отходов будет рассчитываться сначала на основе государственной статистики, а затем – на основе данных платформы «Росатома» (ФГИС ОПВК). На платформе «Росатом» будет выбирать субподрядчиков на вывоз и переработку. Источники газеты в отрасли говорят, что на платформе невозможно увидеть цену победителя таких конкурсов, что делает систему выбора «непрозрачной».
В «Росатоме» сообщили, что проект ФАС «позволит сформировать экономически обоснованный размер тарифа», но предполагаемых оценок самого тарифа не предоставили. В Минприроды перенаправили запрос в ФАС. В ФАС сказали, что «экономически обоснованный тариф будет складываться из статей расходов, которые предусмотрены проектом постановления, в том числе расходов на инвестиционную программу».
Предлагаемый документ полностью исключает для «Росатома» все риски, говорит директор Института экологии НИУ ВШЭ Борис Моргунов. Он напоминает, что в 2018 году «Росатом» представлял в правительство обосновывающие материалы, в которых стоимость утилизации составляла 66,3–88,4 тыс. рублей за тонну отходов первого класса и 27,3–35,8 тыс. рублей – за тонну отходов второго класса. «Вызывает интерес, на сколько процентов или во сколько раз традиционно вырастет эта цифра», – отмечает господин Моргунов. Иван Блоков из «Гринписа» добавляет, что «оценить объём образующихся отходов в России невозможно», а «если предложенный тариф окажется очень высоким, есть риск, что компании начнут скрывать опасные отходы, маскируя их под другие классы опасности».