ИПЕМ оценивает потери экспортёров РФ от введения СВАМ в ЕС в сумму более $2 млрд в год

Прямые потери российских экспортёров от ввода углеродного налога ЕС с учётом прямых и косвенных выбросов могут составить $2,3 млрд в год, подсчитали в Институте проблем естественных монополий (ИПЕМ). Это эквивалентно ввозной пошлине в 24%. По оценкам экспертов, под регулирование в текущей версии механизма может попасть российский экспорт на $9 млрд в год. Косвенные потери от снижения потребления электроэнергии и тепла внутри РФ из-за снижения экспорта составят ещё около $222 млн, передал «Коммерсант» 27 июля, ссылаясь на расчёты ИПЕМ.

Аналитики ИПЕМ сделали первую попытку оценить полную прямую нагрузку на экспортёров России от углеродного налога ЕС (Carbon Border Adjustment Mechanism, СВАМ) после опубликования официальных предложений Еврокомиссии 14 июля. Эксперты рассчитали нагрузку на экспортёров от платы за прямые выбросы парниковых газов в процессе производства (Scope 1) и от косвенных выбросов по всей цепочке создания товара (Scope 3). Нагрузка за прямые выбросы (Scope 1) может составить $1,13 млрд в год при стоимости тонны СО2-эквивалента на европейской бирже EU ETS $60. При этом нагрузка по Scope 3 окажется больше и превысит $1,16 млрд в год.

Предполагается, что ЕС с 2026 года начнет взимать трансграничные сборы за углекислый газ, выделяемый при производстве продукции. На первом этапе речь идёт о чёрной и цветной металлургии (алюминий), химии (азотные соединения), азотных удобрениях и электроэнергии. В целом под регулирование может попасть российский экспорт на $9 млрд в год, подсчитали в ИПЕМ.

Экспортеры электроэнергии и цемента будут платить только за прямые выбросы (Scope 1) – по $306 млн и $2,3 млн в год соответственно. Самый большой налог, скорее всего, будет приходиться на отрасль чёрной металлургии: нагрузка по Scope 1 составит $314,1 млн, а по Scope 3 – $955,9 млн. Для отрасли азотных удобрений платёж по Scope 1 достигнет $1,7 млн в год, а по Scope 3 – $64,7 млн. Общая нагрузка (Scope 1 и Scope 3) на отрасль азотных соединений составит $349,5 млн, цветных металлов – более $305 млн.

Из-за нового налога ЕС удорожание всей российской экспортируемой продукции в среднем составит 24%. Цена российской электроэнергии для ЕС вырастет на 48%, азотных соединений – на 70%, стоимость продукции чёрной металлургии увеличится на 26%, а цемент подорожает почти в два раза.


Для расчёта Scope 3 аналитики оценивали прямые выбросы Scope 1 не только для товаров, подлежащих платежам в рамках CBAM (например, чугун и алюминий), но и для сырья, используемого в их производстве (например, кокс и глинозём), пояснил заместитель гендиректора ИПЕМ Александр Григорьев. «Прямые выбросы для сырья умножались на коэффициент, отражающий использование этого сырья при производстве рассматриваемой продукции. Например, учитывалось, что для тонны чугуна нужно 0,47 тонны кокса, а для тонны алюминия – 1,9 тонны глинозёма. Аналогичные связи были рассчитаны и между видами продукции, попадающей под CBAM (например, между чугуном и сталью, аммиаком и азотными удобрениями)», – говорит он.

Аналитики института рассчитали и возможный косвенный эффект от введения углеродного налога ЕС. Например, из-за возможного снижения производства экспортной продукции в России упадёт спрос на электроэнергию и тепло. Такие косвенные потери оцениваются в $222 млн в год. Но в реальности эффект может быть больше – за счёт сокращения спроса на другие виды товаров (руды, нефтепродукты и пр.).

Основные развилки по механизму CBAM так и остались непройденными, предупреждает Владимир Лукин из КПМГ. «В частности, не до конца ясно, как будет выглядеть методология оценки фактических выбросов. Неясной также остаётся динамика цены на углерод и амбиции европейского регулятора по расширению области регулирования на новые виды продукции (нет сомнений, что это рано или поздно произойдёт). Таким образом, методологический уход от сценарных оценок пока преждевременен. Но основное негативное следствие СВАМ может быть связано с тем, что создан прецедент, когда климатические амбиции одной группы стран (или страны) финансируются всем окружающим миром», – полагает эксперт. Такой подход, по его мнению, могут использовать страны, рынок которых представляет существенное значение для экспортных товаров в перспективе, в частности Китай.

Коммерсант