ФАС намерен привлечь инвесторов в ЖКХ, согласуя превышение «предельников» на весь период концессии

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предлагает стимулировать привлечение инвестиций в ЖКХ за счёт долгосрочного планирования предельных индексов изменения платы за ресурсы. Для этого ведомство готово согласовывать превышение установленных значений для муниципалитетов не на год, а сразу на несколько лет вперёд, передал «Коммерсант» 26 июля. По мнению службы, это позволит привлечь инвесторов в отрасль за счёт обеспечения гарантии возвратности вложенных средств. Эксперты отмечают, что это может сделать денежные потоки бизнеса более предсказуемыми, но напоминают о том, что регионы всё же редко идут на превышение предельных индексов.

ФАС разработала проект постановления правительства о возможности долгосрочного установления предельных индексов роста платы граждан за коммунальные услуги в муниципалитетах. Поясним, сейчас индексы для регионов ежегодно устанавливаются федеральным центром – субъекты РФ, в свою очередь, формируют предельные значения для муниципалитетов, которые должны уложиться в обозначенные Белым домом пределы. Превышение допускается только в случаях, когда это необходимо для привлечения инвестиций в ЖКХ и для развития коммунальной инфраструктуры, – для этого требуется обосновать необходимость такого роста тарифов и согласовать его с ФАС.

Теперь служба предлагает установить возможность согласования такого превышения в муниципалитетах не ежегодно, а сразу на несколько лет – на срок реализации концессии или инвестиционной программы. Как поясняют в ФАС, для этого потребуется «чёткое обоснование необходимости реализации инвестиционных мероприятий». При этом регионы должны будут ежегодно отчитываться об исполнении проектов – в противном случае долгосрочное согласование отменяется.

По мнению ФАС, эта мера должна способствовать привлечению инвестиций в ЖКХ за счёт гарантии их возврата и поможет «создать реальную основу для модернизации, реконструкции и нового строительства объектов коммунального комплекса». При этом, полагают в службе, потребители будут защищены от необоснованного роста тарифов. Отметим, что недофинансированность ЖКХ оценивается в 500 млрд рублей ежегодно (при общем объёме долгов за ресурсы более 1,3 трлн рублей) – для покрытия этого дефицита власти ищут способы привлечения инвесторов, в частности, через концессии.

Советник вице-президента Центра стратегических разработок Любовь Арапова отмечает, что инвесторы, оценивая проект, прогнозируют доходы на 10–15 лет, и в случае ежегодно определяемых индексов есть риски «переоценки ожидаемых поступлений» – долгосрочное планирование позволит их снизить.

«С точки зрения потребителей, с одной стороны, снижаются риски невыполнения инвестором своих обязательств, с другой – значения индексов будут обоснованы и сами потребители будут знать о планируемых повышениях тарифов», – говорит она.

Эксперт площадки ОНФ «Жилье и городская среда» Павел Склянчук опасается, что вместо стимулирования инвестиций в сфере ЖКХ «может получиться усиление контроля за отклонениями от предельных индексов». Инвесторам, с одной стороны, предложение ФАС может помочь, но с другой – «может оказать и медвежью услугу», поскольку даже на год показатели довольно сложно рассчитать, а на несколько лет вперёд «это будут весьма условные цифры». «Что если взлетит инфляция или подорожают комплектующие, а предельный индекс уже установлен?», – задаётся вопросом г-н Склянчук.

Как отмечает управляющий директор по юридическим вопросам Национального центра ГЧП (группа ВЭБ.РФ) Анна Батуева, сейчас практика применения тарифного и концессионного законодательства постепенно переходит на долгосрочное регулирование, что позволяет на более длительные сроки прогнозировать денежные потоки. Предложение ФАС, по её словам, в целом хорошее: «Чем более долгосрочным является период определённости данных, на основе которых рассчитываются тарифы, тем лучше».

Однако, добавляет Анна Батуева, проблема заключается ещё и в том, что регионы правом превысить предельные индексы пользуются крайне редко, опасаясь социальной напряженности, – в итоге тарифы в отрасли, которая требует инвестиций, остаются низкими.

«В условиях когда в региональных бюджетах недостаточно средств для того, чтобы покрывать разницу между экономически обоснованным тарифом и фактически установленным, граждане, оплачивая потребляемые коммунальные услуги, могут дать эту выручку для реализации крупных инвестпроектов – для этого необходимо научить граждан платить за ресурсы», – считает эксперт.

Коммерсант