МЭР хочет признать «зелёными» только бесплотинные ГЭС, остальным придётся оплатить экспертизу
Гидроэнергетика России может столкнуться с дополнительными издержками из-за проверок на экологичность, считают представители бизнеса. По их оценкам, за «зелёный» статус отрасли придется заплатить порядка 3–5 млрд рублей, передали «Известия» 1 июля. Проект постановления правительства о «зелёной» таксономии предполагает, что экологичными без дополнительных проверок будут считать только ГЭС без плотин, которые составляют 10% от таких станций в России. Проекты, не признанные «зелёными», не смогут получить льготы и господдержку. Поэтому En+, «Русгидро» и ассоциация «Гидроэнергетика России» попросили вице-премьера Александра Новака включить ГЭС с плотинами в список экологичных объектов. Хотя у гидроэлектростанций нет выбросов в атмосферу и гидросферу, в их работе всё же есть риски: смена режима реки приводит к изменению состава фауны и иногда флоры, отметили экологи.
Ассоциация «Гидроэнергетика России» и компании En+ и «Русгидро» в июне направили письма вице-премьеру РФ Александру Новаку с просьбой пересмотреть критерии разработанной ВЭБ.РФ и Минэкономразвития «зелёной» таксономии. С содержанием писем ознакомились «Известия». В нынешней редакции проекта постановления правительства, «зелёными» без дополнительных критериев и проверок будут признаны только ГЭС без плотин, следует из ответов Минэкономразвития и Минэнерго газете. Гидроэлектростанции, не признанные «зелёными», не смогут получить льготы и господдержку.
«Проект постановления устанавливает, что проекты, реализуемые на плотинных ГЭС, к которым относятся более 90% ГЭС в России, соответствуют целям и основным направлениям реализации «зелёных» проектов в РФ (таксономии «зелёных» проектов) только в случае выполнения сложной, длительной и абсолютно ненужной для ГЭС процедуры подтверждения и верификации эффекта воздействия на окружающую среду и климат», – отметили в En+.
Гидроэнергетики считают, что проверки ГЭС с плотинами на экологичность выльются в миллиардные издержки.
«Если будет предложен метод измерений выбросов парниковых газов с поверхности водохранилищ, то это потребует проведения исследований в течение трёх лет в разные сезоны. Для определения суммарных выбросов от ГЭС страны нужно предусмотреть измерения на 100–130 водохранилищах ГЭС, что оценочно потребует 3–5 млрд рублей», – отметил директор ассоциации «Гидроэнергетика России» Олег Лушников. В случае привлечения верификатором аккредитованных зарубежных компаний эта цифра вырастет в три-четыре раза, добавил он.
В аппарате Александра Новака сообщили, что обращение представителей отрасли будет проработано. В письме ассоциации «Гидроэнергетика России» указано на увеличение сроков (более трёх лет) и стоимости (сотни млн рублей на одну ГЭС) выполнения проектов, реализуемых с госфинансированием, из-за дополнительных работ и обоснований. Также там считают, что из-за проектируемых норм кредиты для отрасли подорожают на 1–2%. Большая часть коммерческих российских и зарубежных банков связывает ценовые условия выдаваемых кредитов с соответствием финансируемых проектов целевым ESG-индикаторам устойчивого развития, пояснили в En+.
«Стоимость новой ГЭС средней мощности в российской и международной практике составляет примерно 40–50 млрд рублей, сроки строительства – 5–9 лет. Таким образом, удорожание заёмного капитала составит десятки миллиардов рублей, что не будет способствовать инвестиционной привлекательности отрасли», – заключил г-н Лушников. Кроме того, в ассоциации увидели риск затруднения экспорта электроэнергии ГЭС в Евросоюз в случае введения трансграничного углеродного регулирования.
В «Русгидро» сказали, что проект постановления ограничивает потенциал устойчивого развития гидроэнергетики России как одной из углеродно-нейтральных национальных отраслей, а также несёт серьёзные потенциальные риски для российских экспортёров и снижение конкурентоспособности отечественных производителей на мировой арене после распространения углеродного регулирования в ЕС.
В ВЭБ.РФ заявили, что не согласны с тезисом о том, что разработанная госкорпорацией и Минэком таксономия создаёт дополнительные риски, регуляторную нагрузку или ограничения для доступа на рынки капитала для тех или иных компаний. Методология по «зелёному» финансированию – исключительно добровольная и необязательная к применению, отметили в ВЭБ.РФ.
«Мы ожидаем, что даже по мере достижения рынка «зелёного» финансирования в России зрелого уровня на него будет приходиться лишь меньшая часть всего корпоративного финансирования (не более 20–30%)», – добавили в ВЭБ.РФ.
В Минэнерго сообщили, что параметры верификации, особенности, формат и необходимый объём работ по её проведению сейчас в разработке. Проект постановления пока в стадии предварительного обсуждения, поэтому говорить о финансовых последствиях для плотинных ГЭС на данном этапе преждевременно, добавили в ведомстве.
Минэкономразвития уже учитывало предложения отрасли и включило ГЭС без плотин в таксономию «зелёных» проектов, а плотинные – в таксономию адаптационных, сказал замминистра Илья Торосов.
«В таксономию «зелёных» проектов плотинные ГЭС могут попасть с оговоркой, что воздействие на окружающую среду будет определяться инициатором проекта и подтверждаться верификатором, так как при создании крупных плотин может заливаться огромная территория, что само по себе наносит вред окружающей среде», – заявил он.
Г-н Торосов отметил, что ESG-повестка касается не только углеродной нейтральности.
«Нужны исследования российских ГЭС для подтверждения соответствия. Получается, как в анекдоте: одно лечим – другое калечим. Так нельзя. Этот же тезис содержится и в международной таксономии «зелёных» проектов, например CBI. Там учитывается два критерия для плотинных ГЭС, один из которых – эмиссия СO2. А нам необходимо признание нашей таксономии международным экспертным сообществом, и рисковать многомиллиардным рынком иностранного капитала мы не станем», – заявил Илья Торосов.
Затраты бизнеса, связанные с природоохранными мерами, негативно скажутся на прибылях отдельных ГЭС, считает замруководителя ИАЦ «Альпари» Наталья Мильчакова. Снизится и спрос на облигации компаний гидроэнергетики или холдингов, в структуру которых входят плотинные ГЭС, построенные ещё в советские времена, полагает аналитик. Она подчеркнула, что крупнейшие плотинные ГЭС Сибири поставляют энергию российским металлургам. То есть потенциальные риски от непризнания таких ГЭС «зелёными» несут ещё и российские экспортеры металлов в Евросоюз, уверена г-жа Мильчакова.