Госкомпаниям запретили учитывать курсовые разницы и переоценку активов при расчёте дивидендов
Распоряжение правительства РФ, утверждающее новые подходы к дивидендной политике компаний с государственным участием, после затянувшегося межведомственного согласования подписано премьер-министром Михаилом Мишустиным 11 июня.
Как передал «Интерфакс» 16 июня, единые критерии формирования дивполитики госкомпаний будут действовать начиная с решений, принимаемых после 1 июля 2021 года, говорится в сообщении пресс-службы правительства. По новым правилам госкомпании должны будут направлять на дивиденды не менее 50% скорректированной чистой прибыли. При расчёте дивидендной базы не будут учитываться доходы и расходы, не подтверждённые денежными потоками. Речь идёт, например, о статьях отчётности, связанных с переоценкой имущества или разницами в курсах валют, отмечается в сообщении.
«Раньше дивиденды госкомпаний в России чаще всего определялись исходя из нескорректированной прибыли, то есть при расчёте прибыли учитывались вышеупомянутые статьи, «не обеспеченные» деньгами. Однако сегодня такой подход всё реже встречается в мировой практике, поэтому от него решили отказаться», – говорится в релизе правительства.
Ожидается, что новый подход к расчёту выплат сделает более прогнозируемыми поступления в казну, повысит прозрачность дивидендной политики, а также «позволит сбалансировать инвестиционную активность госкомпаний и их обязательства перед акционерами», сказано в сообщении.
Проект распоряжения, которое подписал премьер, Минфин подготовил ещё в начале прошлого года. Согласно проекту, компании с госучастием должны направлять на выплату дивидендов не менее 50% прибыли АО за год, рассчитанной на консолидированной основе, то есть с учётом прибыли «дочек» и доли в прибыли зависимых и совместных обществ, в то время как сейчас данное обязательство формально распространяется только на головные холдинги. Источник, знакомый с предложениями Минфина, подтверждал «Интерфаксу», что суть предложений ведомства не только в том, чтобы сами госкомпании платили 50% прибыли, но и в распространении требования на «дочки» – чтобы они поднимали «кэш» на уровень холдинговых структур.
«Вопрос дивидендов является для нас ключевым, мы сейчас пересматриваем подходы к определению дивидендов, исходя из того, что не только 50% (прибыли по МФСО направляется на выплату дивидендов – ред.), но и то, как эти 50% рассчитываются, должны быть, конечно, уточнены, нацеливаясь таким образом на значительное увеличение дивидендного потока», – говорил замминистра Алексей Моисеев, курирующий эту тематику в Минфине, в ходе заседания комитета Госдумы в октябре. Предложения Минфина по пересмотру подходов к дивидендной политике компаний с госучастием находятся на рассмотрении в аппарате правительства, пока сезон годовых собраний акционеров ещё далеко, этот вопрос в число приоритетных не входит, сообщал г-н Моисеев в январе этого года.
Формулировка подписанного распоряжения предписывает госкомпаниям по вопросам выплаты дивидендов руководствоваться необходимостью направлять на выплату дивидендов не менее 50% прибыли АО за год по данным консолидированной финансовой отчётности по МСФО, без учёта признанных в составе этой прибыли: доходов и расходов, связанных с признанием (восстановлением) убытка от обесценения основных средств и нематериальных активов, а также с их списанием (за исключением списаний, связанных с продажей); доходов и расходов, связанных с изменением справедливой стоимости финансовых активов; доходов и расходов, связанных с курсовыми разницами; прибылей или убытков, которые были отнесены на неконтролирующие доли участия дочерней организации. Если сумма, рассчитанная в соответствии с этими нормами, превышает величину чистой прибыли АО, то для выплаты дивидендов используется нераспределённая прибыль, говорится в документе.
Исключение в распоряжении сделано для АО оборонно-промышленного комплекса: они могут в целях финансирования инвестпрограмм направлять на дивиденды менее 50% прибыли «при наличии соответствующего обоснования» на основании решения правительства.