Бизнес критикует принятый Госдумой законопроект о парниковых газах

Госдума 1 июня сразу во втором и в третьем чтениях приняла правительственный законопроект об ограничении выбросов парниковых газов в РФ. Бизнес-ассоциации намерены выступить с официальной критикой документа, заявляя, что в нём отсутствуют реальные инструменты регулирования, механизмы проверки достоверности углеродной отчётности компаний, а также какие-либо экономические стимулы для реализации климатических проектов.

Принятый Госдумой законопроект вводит понятие парниковых газов (ПГ) и углеродных единиц, возникающих в результате реализации добровольных климатических проектов. Компании получат возможность реализовывать такие проекты по снижению выбросов или увеличению поглощения ПГ. Кроме того, крупнейшие эмитенты должны будут начать отчитываться об углеродных выбросах (при объёме эмиссии до 150 тыс. тонн СО2-эквивалента – не позднее 2024 года, далее это предстоит всем предприятиям с объёмом выбросов более 50 тыс. тонн).

Этот законопроект разрабатывался с осени 2017 года. В его предыдущих версиях содержались предложения о введении «цены на углерод» – в виде систем квотирования выбросов и углеродной торговли или платы за превышение квот. Однако после согласований с компаниями в финальной версии законопроекта таких норм не осталось.

Глава думского комитета по экологии Владимир Бурматов 1 июня объявил, что «принятие документа не только создаст условия для выполнения международных обязательств в рамках Парижского соглашения, но и защитит национальных производителей». Депутат отметил, что вводимые в оборот углеродные единицы отечественные производители смогут предъявлять своим зарубежным партнёрам для зачёта при экспорте продукции. Председатель комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев отметил, что в российском законодательстве появляется понятие климатического проекта – что позволит, к примеру, развивать инициативы по повторному использованию ресурсов или переходу на технологии, сокращающие выбросы вредных веществ.

Однако в бизнес-объединениях воспринимают принятый документ несколько иначе. «Законопроект практически не содержит инструментов регулирования. Кроме того, без верификации данных по выбросам, представляемых предприятиями, их достоверность будет стремиться к нулю. Как следствие – законопроект, по сути, теряет всякий смысл. Об этом мы говорили на заседании в правительстве, однако текст проекта так и не изменился», – говорит сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян.

Председатель комитета Торгово-промышленной палаты по природопользованию и экологии Сергей Алексеев считает, что «законопроект ни на шаг не приближает к решению поставленной президентом задачи обеспечить строгий контроль за выбросами ПГ и их снижение до более низких показателей, чем в ЕС».

По его мнению, «нас ждёт отсутствие сколь-либо достоверных данных по выбросам и никаких экономических стимулов для реализации проектов». «До тех пор пока не будут внесены поправки, этот закон не наполнится конкретным финансовым и количественным смыслом», – сказал он. По данным газеты, обе бизнес-ассоциации вскоре планируют выступить с официальной позицией о необходимости доработки законопроекта.

С предпринимателями согласны и эксперты. Директор Центра зелёной экономики и климата при ВЭБ.РФ Олег Плужников отмечает, что отсутствие норм, обеспечивающих проверку выбросов компаний, а также валидацию проектных документов, «фактически дискредитирует саму идею создания системы регулирования, построенной на достоверных данных».

Коммерсант