Аналитики призывают власти создать прозрачную систему учёта парниковых газов

Аналитический центр при правительстве выпустил новый энергетический бюллетень, посвятив его перспективам введения ЕС трансграничного углеродного регулирования. Эксперты отмечают, что РФ постепенно поворачивается к повестке низкоуглеродного развития, и призывают создать хотя бы ясную систему учёта выбросов парниковых газов, отсутствие которой позволяет ЕС оценивать углеродный след российского экспорта по верхней планке. Экономические власти РФ тем временем признают отставание страны в вопросах зелёной повестки, но призывают мир учитывать эту российскую нерасторопность.

Введение пограничного углеродного налога в ЕС запланировано на 2023 год, а механизм, охват и направления использования этих средств будут представлены уже во втором квартале этого года. При этом последствия появления такого налога для мировой экономики и экономики самого ЕС до конца не ясны, рассуждают эксперты Аналитического центра при правительстве РФ (АЦ) в свежем энергетическом бюллетене, посвящённом «вызовам углеродного регулирования». Так, смешанный сценарий климатического развития из прогноза Европейской комиссии (ЕК) сейчас предполагает, что энергобезопасность ЕС как минимум в ближайшее десятилетие будет зависеть от поставок нефти и газа, в 2030–2050 годах нефть будет практически полностью выведена из энергобаланса, а природный газ будет обеспечивать десятую часть энергопотребления ЕС к 2050 году. Однако прогнозы могут заметно измениться – в конце марта вице-президент ЕК Франц Тиммерманс на собрании газовой ассоциации Eurogas заявил, что у этого топлива нет будущего, которое отведено водороду и зелёной безуглеродной энергии (включая атомную) – ЕК запустила публичные консультации по законодательству о декарбонизации газового сектора.

В АЦ отмечают, что вопрос энергобезопасности ЕС затрагивают и «вероятные ответные меры»: «Ужесточая свою торговую и климатическую политику, ЕС необходимо учитывать позиции основных экспортёров». Впрочем, опубликованное 7 апреля совместное заявление министров экономики и финансов и глав центробанков стран «группы двадцати» (G20) по итогам онлайн-встречи подтверждает приверженность зелёному росту и говорит о том, что они «с нетерпением ждут конструктивной дискуссии на симпозиуме высокого уровня по налоговой политике и изменению климата в июле».

Одновременно, комментируя на Биржевом форуме будущую встречу, глава Минфина Антон Силуанов отметил, что развитие зелёной экономики не должно сопровождаться созданием антиконкурентных условий. Он сослался на то, что ЕС давно проводит политику декарбонизации, а Россия «только сейчас начинает этот процесс и нужно определённое время для подготовки – двигаться нужно, но соразмерно возможностям и временным лагам». Глава ЦБ Эльвира Набиуллина там же указала на сопутствующие риски изменения глобальных потоков капитала, признала заметное отставание РФ в развитии рынка зелёного финансирования и рассказала, что ЦБ проводит стресс-тесты для оценки влияния климатических рисков на экономику и финансовую систему. Их результатами регулятор «обязательно поделится с правительством» – предстоящие в РФ изменения банковского регулирования приведут к удорожанию финансирования для «незелёных» и «недостаточно зелёных» компаний.

Планомерное ужесточение углеродного регулирования в ЕС происходит как минимум последнее десятилетие. Примерно столько же там говорят о намерении ввести трансграничный углеродный налог. Первые оценки BCG и KPMG говорят о возможности потерь основными российскими экспортёрами десятков миллиардов долларов до 2030 года. В АЦ отмечают появление в РФ инициатив по устойчивому развитию, но указывают на отсутствие внятного стандарта учёта выбросов парниковых газов, без которого они теряют смысл: это позволяет ЕС «оценивать «углеродный след» продукции из России в максимально возможном размере». При этом в то, что российских экспортёров при расчёте налога спасёт учёт поглотительной способности лесов, на который ставят в РСПП и правительстве, эксперты не уверены. «Данный аргумент также нуждается в анализе, с точки зрения надёжности лесоклиматических проектов (возможность возгораний и вырубки лесов) он не выглядит сильным», – заключают авторы бюллетеня.