Рабгруппа Госсовета рекомендовала ввести допльготы для малоимущих в случае либерализации энерготарифов
Рабочая группа по проблеме электроэнергетики Госсовета РФ рекомендовала правительству рассмотреть вопрос о создании новых механизмов адресной поддержки социально незащищённых слоёв населения. Речь в том числе о субсидировании тарифов на электроэнергию. Об этом сказано в протоколе совещания у председателя комиссии Госсовета РФ по направлению «Энергетика», губернатора Кемеровской области Сергея Цивилева от 19 февраля. Такая мера может быть принята в случае перехода на экономически обоснованные тарифы на электроэнергию для населения, чтобы снизить объёмы перекрёстного субсидирования (когда заниженные тарифы для населения дотируются бизнесом). Но в этом случае для обеспеченных граждан тарифы могут быть повышены.
«Решение о сокращении объёма и (или) ликвидации перекрёстного субсидирования… не найдено, ситуация усугубляется с каждым годом и требует скорейшего разрешения. В сложившихся условиях крайне важно рассмотреть вопрос о переходе к экономически обоснованному тарифу для населения с разработкой мер адресной поддержки социально незащищённых слоёв населения: повышение тарифа для граждан с высоким доходом и субсидирование тарифа для граждан с низким доходом, введение опережающих темпов роста тарифа для населения», – сказано в документе.
В протоколе указано, что меры прорабатывают в рамках подготовки к совещанию у президента России Владимира Путина по вопросам развития электроэнергетики. Ранее сообщалось, что оно должно было пройти в конце марта, но было перенесено. Рекомендации группы Госсовета должны были быть направлены в правительство и профильные ведомства, следует из протокола.
В Минстрое сообщили, что переход к экономически обоснованным тарифам необходимо синхронизировать с расширением мер адресной социальной поддержки, то есть выдачей субсидии гражданам, которые в ней нуждаются. Расширение круга получателей помощи с повышением адресности такой поддержки можно обеспечить, скорректировав критерии нуждаемости, считают в ведомстве. Сегодня в большинстве регионов субсидии получают те семьи, которые тратят на оплату ЖКУ 22% семейного бюджета и более. Можно было бы скорректировать показатель до 15%, полагают в Минстрое.
По мнению Минэнерго, для дополнительного стимулирования повышения социально-экономического развития регионов и отраслей промышленности, а также для обеспечения прозрачности поддержки населения наиболее оптимальным механизмом решения проблемы перекрёстного субсидирования будет переход на адресную поддержку наименее социально защищённых групп населения, сказали в ведомстве.
Предложения Госсовета поступили в Минфин и будут рассмотрены в установленном порядке в пределах компетенции, сообщили «Известиям» в ведомстве. Газета также направила запросы в правительство, Минпромторг и ФАС.
Сегодня тарифы на электроэнергию для населения регулируются государством, напомнили в ассоциации «Сообщество потребителей энергии». ФАС ежегодно устанавливает максимальный уровень тарифов ЖКУ: как правило, возможное подорожание близко к уровню инфляции. В пределах установленных ФАС показателей стоимость услуг определяют власти регионов. Чтобы сдержать рост цен для граждан, затраты энергетиков сверх возможного повышения тарифа компенсируют за счёт повышения стоимости услуг для бизнеса, добавили в сообществе потребителей.
В результате проводимой государственной политики по сдерживанию тарифов для населения сегодня перекрёстное субсидирование бизнесом достигло 239 млрд рублей в год, сказано в протоколе комиссии Госсовета. Такая «дополнительная» нагрузка на промышленных, бюджетных потребителей, бизнес, сельхозпредприятия и другие категории потребителей увеличивает их тарифы на передачу электроэнергии от 5% до 40% в зависимости от уровня напряжения, уточнили в Минэнерго. Прогноз социально-экономического развития до 2035 года предусматривает рост тарифа для населения в размере «инфляция плюс 1%», то есть всего около 5%. Это означает, что от «перекрёстки» нельзя отказаться за счёт роста тарифа для населения, соответственно, нагрузка на бизнес будет сохраняться, указано в документе.
– Перекрёстное субсидирование увеличивает нагрузку на другие категории потребителей. Как следствие, снижается конкурентоспособность отечественных производителей, – заявили в Ассоциации гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний.
Переход к оплате электроэнергии гражданами по экономически обоснованным тарифам – непопулярный, но единственно возможный шаг для решения этой давней проблемы российской экономики, отметили в «Сообществе потребителей энергии». Представители бизнеса считают, что целесообразно перейти от субсидирования всех домохозяйств без исключения, включая вполне обеспеченные, к адресной помощи.
С этим согласны в НП «Совет рынка». Введение дифференцированных тарифов в совокупности с адресными субсидиями позволит снизить объём перекрестного субсидирования, сказали там.
– Было бы уместно зафиксировать тариф на текущем сниженном уровне для малообеспеченных слоев общества, а для тех, кто имеет возможность платить больше и потребляет больше, ступенчато увеличить тариф до экономически обоснованного уровня, – заявили в регуляторе.
Сегодня в стране уже существует адресная поддержка по оплате коммунальных услуг, напомнил член комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Илья Осипов. Субсидии полагаются в случае, если оплата ЖКУ (в том числе электричества) превышает предельно допустимую долю в общем доходе семьи, уточнила исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева. Сейчас в разных регионах установлены свои предельные пороги. В 58 субъектах – 22%, в 24 субъектах – 15–21%, в трёх – менее 15%.
– Субсидируются те категории, которые нуждаются. И свои низкие доходы граждане обязаны доказывать. А каков будет критерий граждан с высокими доходами, которым могут поднять тарифы? Это значит, что тариф повысят для всех, кто не беден, – считает Илья Осипов.
Граждане потребляют не больше 20–30% электроэнергии в стране, подчеркнула Светлана Разворотнева. Этот объём не может создавать проблемы перекрёстного субсидирования широкого масштаба, считает она.