Кабмин утвердил правила отбора и штрафы в рамках ДПМ ВИЭ 2.0, инвесторы недовольны

Правительство опубликовало правила новой программы поддержки ВИЭ на 2025–2035 годы, и они оказались неожиданно строгими. По новым требованиям генератор может потерять 30–80% общего платежа при невыполнении плана выработки в первый год работы. За недостаточный объём продаж оборудования за рубеж инвесторам грозит штраф в пределах трети платежа, за низкую локализацию – 75–85%. Правила утверждены, хотя неизвестен денежный объём программы, возмущаются инвесторы. При его снижении, полагают аналитики, часть игроков уйдут с рынка, пишет «Коммерсант» 9 марта.

Правительство опубликовало постановление, вводящее правила новой программы поддержки ВИЭ на 2025–2035 годы. Теперь отборы проектов солнечных и ветровых электростанций (СЭС и ВЭС), а также мини-ГЭС до 50 МВт будут проходить по минимальной одноставочной цене за киловатт-час (включает капитальные и эксплуатационные затраты). По тому же критерию будут отбираться и проекты СЭС на 2023 и 2024 годы из первой программы поддержки ВИЭ (480 МВт). Первые конкурсы по новым правилам должны пройти до 4 сентября.

ВИЭ-объекты строятся за счёт потребителей электроэнергии, которые 15 лет платят повышенные платежи за зелёные мощности. В новой программе платёж зависит от выработки: генератор будет заявлять план по выработке на все 15 лет, а при невыполнении плана платёж снижается. По оценкам Ассоциации предприятий солнечной энергетики (АСЭ), в текущей редакции при длительном снижении выработки относительно плана в первый год работы генератор может потерять не менее 30% от общего платежа за все 15 лет. Максимальная потеря может составить до 80% от общего платежа за весь срок, говорит другой собеседник в отрасли. ВИЭ-объекты начнут наравне с тепловой генерацией штрафовать и за отклонение от плана выработки на рынке на сутки вперёд (РСВ) – штраф составит 30% от цены РСВ в конкретный день, отметили в АСЭ. При этом ВИЭ-объекты зависят от внешних факторов, в отличие от ТЭС, а спрогнозировать погоду на 15 лет вперед практически невозможно, подчеркивает источник газеты.

Постановление также вводит штрафы за невыполнение целевого показателя по экспорту (доля выручки от продажи ВИЭ-оборудования за рубеж в стоимости станции). Для СЭС и ВЭС штраф в 2025–2029 годах составит 10% от гарантированного платежа, в 2030–2032 годах вырастет до 21%, а в 2033–2035 годах достигнет 33%. Постановление увеличивает и штрафы за недостаточную локализацию оборудования ВИЭ-объектов: штраф для СЭС – 85%, для ВЭС и мини-ГЭС – 75%.

Правила опубликованы, однако не утвержден объём программы, чем недовольны генераторы. В начале года Минэнерго предложило снизить финансирование с 400 млрд рублей до 306 млрд. «Конструктивное обсуждение правил ещё продолжается», – говорит один из источников в отрасли. Три собеседника допустили, что в постановление могут быть внесены уточнения. Издание направило запрос в Минэнерго.

Требования по локализации и штрафы за их невыполнение соответствуют согласованному ранее объёму поддержки в 400 млрд рублей (в ценах 2021 года), если итоговая цифра будет ниже, эти параметры придётся пересматривать, заявили в Ассоциации развития возобновляемой энергетики (АРВЭ, объединяет инвесторов в ВИЭ). «Штраф за «неэкспорт» для СЭС и ВЭС явно выглядит избыточным, – уверены в ассоциации. – Риски таких серьёзных потерь будут закладываться в цену проектов и искусственно препятствовать достижению ценового паритета с традиционной генерацией. Вопросы также вызывает ответственность инвесторов за соблюдение плановой выработки: в ряде сценариев она в разы превышает стоимость недоотпуска, хочется верить, что в формулу закралась опечатка».

Руководитель направления «Электроэнергетика» Центра энергетики МШУ «Сколково» Алексей Хохлов считает, что проблемы с продлением программы поддержки ВИЭ объясняются просто: в РФ нет предпосылок для масштабного развития ВИЭ. Он полагает, что с новыми требованиями игроки сектора ВИЭ в состоянии справиться, но остается болезненный вопрос размера программы, и им предстоит определиться со своим участием в ней и с тем, «стоит ли овчинка выделки».

Коммерсант