«Совет рынка» предлагает передать поддержку мусорных ТЭС на уровень регионов

«Совет рынка» предлагает передать программу поддержки строительства мусоросжигающих ТЭС «Ростеха» стоимостью 600 млрд рублей на уровень регионов. В таком случае госкорпорация потеряет 1,5 трлн рублей гарантированных платежей оптового энергорынка и будет вынуждена договариваться с каждым регионом о стоимости объектов, доходности и источниках возврата вложений. «Ростех» против изменения механизма, но согласен получать с оптового энергорынка лишь 100 млрд рублей за 15 лет, если сможет прибегнуть к другим источникам финансирования.

Механизм поддержки строительства новых мусоросжигающих электростанций (МТЭС) «РТ-Инвеста» (структура «Ростеха») может быть изменён. По мнению «Совета рынка», решение о необходимости строительства МТЭС должны принимать регионы – определять количество и объём мощности станций, их стоимость, а также уровень доходности и источники возврата инвестиций. Регулятор представил инициативу на совещании у первого замглавы комитета Госдумы по энергетике Валерия Селезнёва.

На уровне региона МТЭС может получить долгосрочный тариф по действующей программе поддержки ВИЭ на розничном энергорынке (всю электроэнергию станции покупают сетевые компании для компенсации потерь). Другие источники возврата инвестиций – тариф за тепло, тариф за вывоз мусора, а также субсидии из бюджета.

Сейчас новые МТЭС в России строятся за счёт оптового энергорынка по механизму, схожему с договорами поставки мощности (ДПМ ТБО, гарантирует повышенные платежи за мощность). «РТ-Инвест» уже строит по ДПМ четыре станции в Подмосковье и одну в Татарстане общей мощностью 355 МВт. МТЭС будут получать половину платежа за мощность с оптового энергорынка, половину – с потребителей региона. По расчётам «Совета рынка», первая ценовая зона энергорынка (европейская часть РФ и Урал) будет платить за МТЭС по 18 млрд рублей в год.

«Ростех» планирует построить ещё 25 станций примерно на 1,5 ГВт за 600 млрд рублей (без НДС). (Позднее «РТ-Инвест» заявлял, что оценка выросла до 650 млрд рублей. – Прим. «Перетока»). Рассматриваются 25 агломераций, включая Подмосковье, Сочи и черноморское побережье, Санкт-Петербург и Ленобласть, Екатеринбург, Нижний Новгород. Но механизм ещё обсуждается. На прежних условиях нагрузка на оптовый рынок составит 1,2–1,5 трлн рублей за 15 лет, дополнительная оплата мощности для первой ценовой зоны – 80–100 млрд в год, среднее подорожание электроэнергии – 5%.

К параметрам нового проекта «РТ-Инвеста» много вопросов. По оценкам регулятора, объём мощности МТЭС можно снизить до 1 ГВт, а CAPEX – с нынешних 379 тыс. рублей до 234 тыс. за 1 кВт. В «РТ-Инвесте» утверждают, что предложения компании по затратам подтверждаются технологическим и ценовым аудитом и текущими проектами. Там считают, что реализация проекта «не должна происходить за счёт тарифа для населения».

При этом компания согласна на большое снижение поступлений с оптового энергорынка – до 100 млрд рублей за 15 лет, «но при условии получения дополнительных мер господдержки». Среди них – «зелёный» тариф, средства расширенной ответственности производителей и специальные субсидии. Одноставочная цена МТЭС при этом может составить 5,5 рублей за 1 кВт*ч.

В «Совете рынка» заявили, что не поддерживают идею субсидирования МТЭС за счёт ДПМ или иного механизма на оптовом энергорынке «в любом объёме». В Минэнерго также против расширения программы ДПМ для МТЭС. Там отмечают, что электроэнергия с МТЭС очень дорогая (в 4–5 раз выше цен оптового энергорынка), а капзатраты почти в четыре раза выше показателя АЭС и СЭС.

В «Сообществе потребителей энергии» полагают, что «МТЭС могут рассчитывать только на оплату энергомощности и электроэнергии на общих условиях (КОМ и РСВ), а всё остальное должно обеспечиваться по их «основному месту работы» – в сфере обращения отходов».

Предложенное изменение механизма существенно усложнит возврат инвестиций для «РТ-Инвеста»: регион вряд ли согласится увеличивать платёж населения за вывоз мусора и тариф за тепло», – считает глава Агентства энергетического анализа Алексей Преснов.

По его мнению, финансирования по программе поддержки ВИЭ на розничных рынках будет просто недостаточно, поскольку в ней есть ограничения по объёму (максимум 5% прогнозных потерь сетевой компании в регионе). Рост тарифа ограничен, говорят в «Россетях», учёт в нём затрат на покупку потерь с надбавкой у МТЭС по аналогии с ВИЭ может потребовать сокращения затрат сетевых компаний на развитие и модернизацию инфраструктуры.

Коммерсант