Чубайс: «Отказ от введения углеродного налога – «грубейшая ошибка» российских властей»
Российским компаниям придётся платить углеродный налог в европейскую казну из-за ошибки российских властей, заявил спецпредставитель президента России по связям с международными организациями для достижения целей устойчивого развития Анатолий Чубайс.
По словам г-на Чубайса, на протяжении последних лет в России шла дискуссия, нужно ли вводить налог для бизнеса на углеродный след, чтобы компенсировать ущерб климату. «В моём понимании власть проявила беспомощность, слабость и допустила грубейшую ошибку, в результате которой не было сделано ничего. Итог – ЕС вводит трансграничный углеродный налог, и российский бизнес будет платить. Будет платить. Только платить будет не своему правительству, а чужому. Ошибка власти, когда то, что можно и нужно было коммерциализировать, власть не смогла коммерциализировать», – сказал Анатолий Чубайс на Гайдаровском форуме.
Речь идёт об углеродном налоге на импорт в рамках программы «Европейского зелёного курса». Цель стратегии – сделать экономику ЕС климатически нейтральной к 2050 году. Это означает, что выбросы углерода в атмосферу должны быть сведены к нулю или компенсированы. Законопроект об углеродном налоге ещё находится в стадии разработки, методология расчёта сбора ещё неизвестна.
Согласно Парижскому соглашению по климату, из-за отсутствия местного углеродного регулирования в России компаниям-экспортёрам придётся платить трансграничный налог ЕС. Налог необходим, чтобы уровнять европейских производителей и зарубежных, где нет подобных условий по выбросам. Если бы в стране был аналогичный платёж, то ЕС мог бы принять его и не требовать платы в свой бюджет.
По оценкам аудиторов KPMG, при базовом варианте налог будет введён в 2025 году и распространится только на прямые выбросы парниковых газов (непосредственно при производстве продукции). В этом случае нагрузка для российских экспортёров составит €33,3 млрд в 2025–2030 годах (более $40 млрд). При самом негативном сценарии налог может обойтись поставщикам из России в €50,6 млрд до 2030 года.
Г-н Чубайс ранее предупреждал, что вероятность введения налога крайне высока, и предложил ввести собственный углеродный налог в России, который взимался бы за превышение компаниями целевых показателей выбросов парниковых газов. Против жёстких мер выступали крупные компании, чьи интересы представляет Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП). Введение углеродного налога приведёт к дополнительной нагрузке на бизнес, говорил ранее глава РСПП Александр Шохин.