Спор Минприроды и промышленности о нормировании выбросов грозит срывом инвестпроектов

Между Минприроды и промышленниками возник крупнейший конфликт за последние годы. Речь идёт о применении методик расчёта выбросов для различных промышленных объектов – Минприроды считает большинство существующих методик устаревшими и признаёт только одобренные им документы. Но пока одобрение получили менее 15% применяемых на практике методик: теперь крупному бизнесу, от нефтедобычи и энергетики до металлургии, грозят миллиардные штрафы. Более того, компании не могут получить основные экологические разрешения, что, по их мнению, приведёт к срыву новых проектов.

Крупная промышленность попытается на уровне правительства решить спор с Минприроды, который грозит им штрафами и срывами проектов, рассказали источники в компаниях. Речь идёт о методиках нормирования выбросов для промышленных предприятий – по ним компании подсчитывают, сколько выбрасывает тот или иной объект. Всего таких методик около 160, своя для каждого типа объектов и вида выбросов. С 2016 года правительство обязало Минприроды вести специальный перечень таких методик. В июле 2018 года министерство выпустило свой приказ о том, что в списке должны находиться лишь одобренные им методики. Пока что туда попала лишь 21 методика, и список пополняется крайне медленно.

До недавнего времени претензий к промышленности из-за этого не предъявлялось, однако в конце октября глава Росприроднадзора Светлана Радионова поручила территориальным органам службы штрафовать компании за использование неутверждённых методик. В итоге подавляющее большинство крупных промышленных предприятий теперь не могут получить никаких документов по нормированию выбросов, а также комплексное экологическое разрешение (КЭР) – оно необходимо для ввода всех новых объектов. Более того, поскольку расчёты выбросов ведутся по неутверждённым методикам, они могут быть признаны сверхнормативными, что означает рост платы в 25 или 100 раз в зависимости от типа объекта.

В Минприроды заявили, что большинство методик требуют актуализации, поскольку были разработаны до 2000 года и не учитывают современный уровень технологического развития. В министерстве отметили, что требования к методикам расчёта действуют уже 3,5 года, а порядок формирования перечня методик – 1,5 года и «представляется, что бизнес-сообщество имело необходимый запас времени для обеспечения установленных на законодательном уровне требований».

Сами промышленники могут разработать такие методики, но это долго и затратно. В некоторых случаях логичнее актуализировать старые методики, для этого им нужна помощь прежнего разработчика. Например, в области атмосферных выбросов такой компанией является АО «НИИ Атмосфера». Заместитель гендиректора «НИИ Атмосфера» Александр Романов сообщил, что на утверждение одной новой методики институту потребовалось более года. По его мнению, порядок утверждения Минприроды новых методик следует доработать, повысив прозрачность процедур.

Промышленность уже жаловалась на эту критическую ситуацию в правительство, в частности, письмо вице-премьеру Виктории Абрамченко направлял глава РСПП Александр Шохин.

В «Юнипро» сообщили, что проблема «актуальна для всей страны»: она создаёт административные барьеры как для эксплуатации действующих объектов, так и для инвестиционной деятельности. В «РусГидро» рассказали, что утверждены не все методики для тепловых электростанций. Включать методики в перечень для их последующего утверждения в Минприроды – обязанность разработчиков методик, но они не заинтересованы в этом, отметили в «РусГидро», которая готовит обращение в Минприроды «для утверждения используемых методик». По мнению «Интер РАО», включение 21 методики в утвержденный перечень «не может расцениваться как окончательное, системное и сбалансированное решение вопроса». При этом компанию особенно беспокоит намерение Росприроднадзора применять повышающие коэффициенты к выбросам, хотя на деле те находятся в пределах, установленных в разрешительной документации. В «Т Плюс» отмечают, что сейчас под большим вопросом легитимность КЭР, выданных в 2019–2020 годах. «Сейчас речь идёт не о каком-то конкретном ущербе, а о парализации работы всех предприятий, находящихся в частной или государственной собственности», – считают в компании.

Проблема касается всех без исключения и зеркально бьёт по Минприроды и Росприроднадзору, так как президент РФ поручил до 1 марта 2021 закончить сводные расчёты выбросов для 12 городов, сообщили в «Сибирской генерирующей компании» (СГК, входит в СУЭК Андрея Мельниченко). В результате компании не смогут реализовать новые проекты по снижению выбросов, это в первую очередь все мероприятия из федерального проекта «Чистый воздух», сообщили в компании. При этом, если в итоге все разрешения на выбросы, выданные с января 2019 года, будут признаны недействительными, это приведёт к миллиардным платежам бизнеса, отмечают в СГК.

Источник в крупной металлургической компании говорит, что Минприроды должно было приступить к формированию собственного перечня методик в 2018 году, но по факту занялось этим только во второй половине 2020 года. Источники в двух крупных компаниях отрасли считают, что промышленникам надо дать два-три года на урегулирование этого вопроса.

Ситуация создаёт риски для компаний с точки зрения штрафов, отмечает Игорь Коротецкий из KPMG, но важнее то, что из-за формальных несоответствий компании могут не получить КЭР – это серьёзный удар по их мотивации внедрять наилучшие доступные технологии и риск для реализации одноименного федерального проекта.

Коммерсант