Потребители предлагают изменить условия окупаемости проектов модернизации ТЭС
Промышленность предлагает изменить правила окупаемости проектов модернизации старых ТЭС, снизив их зависимость от обязательных выплат энергорынка. По мнению бизнеса, обновлённые ТЭС должны получать до 35% выручки за счёт конкурентного рынка электроэнергии, передал «Коммерсант» 19 ноября. Генераторы предупреждают, что это снизит конкуренцию и запустит процесс массового закрытия устаревших ТЭС. На конкурс придут более дорогие проекты, соглашаются аналитики, но в перспективе стоимость электроэнергии уменьшится.
«Сообщество потребителей энергии» предложило Минэнерго изменить правила расчёта платежей для проектов модернизации старых ТЭС (письмо от 16 ноября). Промышленность хочет, чтобы генераторов обязали финансировать минимум 20–35% стоимости проектов за счёт прибыли от продажи электроэнергии на конкурентном рынке «на сутки вперёд» (РСВ). За счёт этого доля обязательных платежей промышленности за мощность проекта сократится.
Объекты модернизации получают гарантированный платёж с энергорынка. Часть средств поступает за счёт обязательного платежа оптовых потребителей за мощность, часть – из прибыли генератора от продажи электроэнергии (устанавливается через коэффициент РСВ). Минимальный размер коэффициента – 4% от платежа. По результатам отбора проектов на 2022–2024 годы выяснилось, что для 23 из 30 объектов коэффициент находится на минимальном уровне в 4%, то есть объект гарантированно получит 96% дохода через платёж за мощность, пишет директор ассоциации Василий Киселёв. По его мнению, минимальный коэффициент для объектов первой ценовой зоны (европейская часть РФ и Урал) нужно повысить до 30%, для второй (Сибирь) – до 20%. Для экспериментальных энергоблоков на локализованных газовых турбинах его предлагается поднять с 25% до 35%.
На ближайших отборах модернизация должна углубиться: предусмотрена комплексная замена котлоагрегатов, паровых турбин и перевод объекта с паросилового цикла (ПСУ) на парогазовый (ПГУ). «Это позволяет поставщикам существенно сократить операционные расходы, увеличить загрузку оборудования и увеличить прибыль на рынке электроэнергии», – подчёркивает Василий Киселёв.
Генераторы критикуют инициативу. Её реализация приведёт к сокращению количества проектов на отборах, к закрытию станций, не прошедших модернизацию, и, как следствие, к росту стоимости программы, заявили в «Совете производителей энергии» (СПЭ). Для покрытия дефицита придётся строить новые станции, что будет стоить значительно дороже модернизации, предупреждают в СПЭ. «Замена старой ПСУ на новую даёт экономию в расходе топлива примерно в 3%, а минимально вычитается (по коэффициенту РСВ) у производителя 4%, то есть даже сейчас минимальный порог завышен», – добавляют там.
В Минэкономики и «Совете рынка» сообщили, что не в курсе предложений. В Минэнерго и ФАС не ответили на запрос.
Коэффициент РСВ был одним из параметров, по которому происходила конкуренция на аукционах программы модернизации, а значит, отобранные генераторы его использовали для выставления более конкурентных заявок, отмечает Владимир Скляр из «ВТБ Капитала».
На общем отборе программы может произойти замещение низкобюджетных проектов проектами с большей глубиной модернизации, платёж за мощность существенно не изменится, добавляет Ростислав Костюк из Vygon Consulting. Вместе с тем при увеличении коэффициента РСВ для энергоблоков на газовых турбинах при низкой конкуренции совокупный платёж за мощность для таких объектов может снизиться на 5%, или примерно на 42 млрд рублей за весь период выплат, подсчитал г-н Костюк. По его мнению, в перспективе тренд поспособствует росту топливной эффективности ТЭС и, как следствие, при увеличении предложения ПГУ на российском рынке снизит цены РСВ.